Дорогие братья и сестры, нам необходимо понять, что из всех четырех Евангелий Евангелие от Иоанна сильно отличается от остальных трех. Например, более чем другие Иоанн повествует об удивительных беседах на глубокие духовные темы: Иисус, как «хлеб жизни» (глава 6), как «живая вода» (глава 7), как «добрый пастырь» (глава 10) и как «истинная виноградная лоза» (глава 15).
Далее, только Иоанн выдвигает сложные идеи о происхождении Иисуса и Его личности – темы, к которым прибегают другие сообщества для оправдания своего неверного подхода и понимания истины. Например, там, где Иоанн говорит о существовании Иисуса до Его рождения Марией, или о схождении Иисуса на землю прежде Его восхищения на небеса.
Ни одно из этих двух положений, да и многих других, не соответствует истине в том плане, как говорит о них Иоанн. Нужно особо отметить, что большинство из этих «трудных» тем могут быть легко разрешены, когда мы осознаем, что стиль Иоанна отличается от манеры писания других авторов Евангелий. Язык Иоанна отличается своей образностью, он богат идиомами, и как только мы поймем этот факт, большинство трудных мест разрешатся сами собой.
И, наконец, только у Иоанна мы встречаем описания восьми «чудес-знамений», как он называет их сам, которые изложены для подчеркивания власти Иисуса, изображая Его работу и служение в форме игровых притч, иллюстрирующих различные грани Его работы и учения.
В 5 главе мы встречаем третье в порядке очередности чудо – исцеление немощного человека, и давайте остановимся на нем и рассмотрим его подробнее. Первую деталь для размышления мы подметим в третьем стихе – «В них (в проходах) лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды». Это можно применить к иудейской нации, находящейся в рабстве по отношению к Закону («пять крытых ходов» = пяти книгам Закона; Вифезда = дому милосердия, ст.2). Но, несомненно, мы тоже находимся в рабстве греха и смерти. И для нас также нет никакой надежды, пока не начнется «движение воды», то есть пока мы не решимся пройти сквозь воды крещения. И сделав это, мы молимся и просим нашего Господа оказать милость и даровать место в Его Царстве, когда Он придет.
А теперь обратимся к стиху 4, который повествует о происходящем в тот момент, когда Ангел Господень сходил в купальню: «Кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». По нашему вхождению в воду, то есть пройдя через крещение, – посмотрим на потенциальный результат. Какою бы болезнью мы ни страдали, мы будем исцелены, избавлены от этих смертных тел, которые с годами заставляют нас страдать чуть ли не каждый день.
Обратите внимание, что исцеление получали не все, но только первый, вошедший в воду по ее возмущении Ангелом; если бы вы оказались вторым или третьим – было бы уже поздно. Этот же образ применяет и Павел в своем Послании Коринфянам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (9:24). Поэтому на нашем пути к Царству мы должны быть уверены, что сделали все возможное, чтобы достигнуть вечной жизни – это задача длиною во всю жизнь.
Также обратите внимание на то, что первый входивший в воду исцелялся «какою бы ни был одержим болезнью». Я нахожу в этом большое утешение, ибо здесь образно говорится нам, что нет такого греха, который не будет нам прощен. Бог готов простить все наши грехи через Иисуса, Своего Сына, который умер за нас. Нет такого греха, даже самого ужасного, которого не мог бы простить нам Бог, учитывая наше подлинное раскаяние в нем.
Стих 5 представляет нам человека, страдающего от своей болезни тридцать восемь лет. И опять здесь можно уловить ссылку на Израиль по плоти, который бродил по пустыне тридцать восемь лет (Второзаконие 2:14), но в применении к нам это означает целое поколение, погибшее в пустыне, т.е. всю жизнь.
В настоящее время мы пересекаем пустыню жизни, где можем погибнуть, если не пройдем через воды жизни. Господь Бог заботится о нас во все время нашего путешествия через пустыню, Он дает нам пищу и воду, одевает нас, дает крышу над головой, фактически всё, что мы имеем, мы получили из Его щедрых рук. Но мы нуждаемся в освобождении от нашего блуждания, иначе мы умрем в наших грехах.
И именно на этой стадии повествования на сцене появляется Иисус (стих 6): «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?» Он обращается с этими словами и ко всем нам. Разве мы не желаем исцелиться от всех наших болезней, разве не желаем избавиться от всех наших грехов, которые осаждают нас постоянно? Ответ однозначен: конечно, да! Вот почему мы собираемся постоянно за этими символами, ибо хорошо осознаем наше положение и знаем, что можем быть спасены от грехов через искупительную работу Господа Иисуса. Более того, Господь ожидает нас всех без исключения. Все мы имеем доступ к Его спасающей благодати.
Далее, в стихе 7 человек жалуется Иисусу, что никто не может помочь ему первым добраться до воды. В действительности, как мне кажется, это лишь пустая отговорка, ибо человек этот, возможно, – профессиональный нищий, добывающий себе пропитание попрошайничеством. Для нас же урок, несомненно, содержится в том, что мы не можем полагаться ни на кого в деле личного спасения. Дело это исключительно личное, тем более когда на карту поставлена вечная жизнь. Когда мы встанем перед судейским троном Христа, мы будем стоять одни, и каждый будет судим по делам, которые он совершил при жизни. И даже при идеальной жизни, в сущности, мы не заслуживаем оправдания – это исключительно Дар Божий и заслуга нашего Господа Иисуса Христа, благодаря Которому мы можем рассчитывать на оправдание.
И, находясь на этой стадии, мы надеемся услышать следующие слова: «Встань, возьми постель твою и ходи» (стих 8). Это же самое слово – «встань» – использовано и в стихе 21 (в греческом оригинале), где говорится о том, что Отец – Господь Бог – воскрешает людей и оживляет их. И мы молимся, чтобы в судный день мы тоже получили бы жизнь вечную. Именно ее предлагает Господь Иисус каждому из нас – жизнь в Царстве Его Отца, если только мы посвятим наши настоящие жизни на служение Ему.
А теперь обратим внимание на стих 9: «И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел…». Человек был полностью исцелен и стал снова ходить, как и всякий нормальный, здоровый человек. Иисус имеет силу сделать подобное и для нас с вами. Если мы покаемся в наших грехах и будем стараться идти путем Жизни, нас ожидает ни с чем не сравнимая награда – исцеление от всех наших болезней (грехов) и жизнь вечная в Царстве, которое Он установит при Своем возвращении на землю.
Посмотрим еще раз на стих 9. Выздоровев, человек «взял постель свою, и пошел». Возможно, выйдя наружу, он выбросил вон ставший ненужным ему предмет. Если мы посмотрим 1 Иоанна 3:5, мы увидим то же самое слово «взять», которое используется в отношении наших грехов: «Он (Иисус) явился для того, чтобы взять грехи наши». Итак, мы опять можем видеть в этом эпизоде очищение наших грехов искупительной работой нашего Господа Иисуса. Но не только это, ибо исцеленный проявил собственное усилие, когда взял свою постель и пошел, хотя исцеление – чудо – было сделано Иисусом. Другими словами, хотя мы и полагаемся на Иисуса в прощении наших грехов и исцелении наших тел в Его пришествие, это прощение-исцеление станет результатом только собственного признания нашей нужды в этом.
Итак, разбирая главные элементы этого чуда или знамения, мы видим спасительную благодать Господа Иисуса Христа. Он может и хочет спасти нас от наших грехов и дать нам жизнь вечную в Его Царстве, при условии, что мы всецело посвятим себя сейчас Его служению. Мы все еще остаемся грешниками, но у Него есть сила убелить наши одежды и очистить нас: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (Исаия 1:18). И все это стало возможным благодаря Его жертве, которую сейчас мы вспоминаем. Итак, преломляя хлеб, мы думаем о Его Теле, добровольно принесенном в жертву за наши грехи, и выпивая вино, мы думаем о Его Крови, которая была пролита за наше освобождение.
Дэвид Уилли (13.04.2003г.)