Самым главным в жизни Соломона было построение храма Господня. Какое это было величественное сооружение! Из 3-й книги Царств (6:38) мы узнаем, что на строительство храма ушло семь лет. Однако подготовка к строительству, несомненно, заняла намного больше времени, и именно этот период станет предметом нашей сегодняшней проповеди.
Приготовление к строительству было делом отца Соломона, Давида, который, как его характеризует Писание, был «мужем по сердцу Господнему». Мы должны вернуться назад ко времени апогея царствования Давида, когда его мысли обратились к построению храма Господня (1 Пар.17:1,2). «Всё, что у тебя на сердце делай», – сказал ему пророк Нафан, однако это не входило в замысел Бога. Слово Его сразу пришло к пророку, чтобы он вернулся и предупредил Давида о том, что он не может построить храм Господу; «Господь (сам) устроит тебе дом» (ст.10). Какое удивительное обетование, указывающее, несомненно, на Христа. Частичное исполнение этого обетования выпало еще на время царствования Соломона, но это было только отражением его полнейшего исполнения во Христе.
Итак, Давид получил запрет от Бога на строительство храма, и, несмотря на обетования Бога устроить ему свой собственный дом, царь, несомненно, был разочарован в отказе Бога на желание построить храм (дом) Господу. Какова была его реакция? Он мог впасть в отчаяние, но не сделал этого. Он не преступил запрета и в своем рвении к служению Господу увидел прекрасную возможность начать приготовление для строительства. В 1 Паралипоменон 22:5 мы читаем: «И заготовил Давид до смерти своей много». А в 19 стихе 29 главы нам сообщается, что «все сие (т.е. план строительства Давид получил) в письмени от Господа», и это подвигло его на энтузиазм в приготовлении к строительству, даже до такой степени, что он употребил на это все силы (ст.2), а стих 3 сообщает нам, что делал он это «по любви». Слово «любовь» здесь имеет в еврейском тот же корень, что и слово «примирение». Поэтому не исключено, что в своей любви к дому Бога Давид увидел возможность примирения с Богом после своего согрешения с Вирсавией.
Давид видел результат своего греха до самого дня своей смерти – этот грех был прощен, но его последствия всегда стояли перед глазами царя. Мы должны особо заострить на этом свое внимание. Давиду пришлось пережить измену собственного сына и многих бывших соратников. В 68 псалме Давид жалуется Богу (ст.9), что он «чужим стал для братьев» своих, но как он повел себя в этой ситуации? Стих 10 говорит: «Ревность по доме Твоем снедает меня». Теперь мы можем видеть все на своем месте: ревность по доме – это энтузиазм, охвативший его в подготовительных работах для строительства храма. Это стало делом всей его жизни.
Рвение относится к сильным эмоциям. В самом слове оригинала мы можем обнаружить идею праведного гнева. Именно в этом мы можем заметить, что 68 псалом относится не столько к Давиду, сколько к Иисусу Христу. В послании Иоанна 2:13-17 мы видим этот праведный гнев в действии. Территория храма была загрязнена в виду продажи на ней жертвенных животных, что вкупе с жадными менялами денег препятствовало использованию прекрасного строения по назначению. Когда Иисус увидел происходящее, зрелище вызвало в Нем бурную реакцию. Он вынужден был принять какие-то меры, чтобы навести порядок, поэтому пошел на действия, не характерные для Него.
Эта реакция являлась праведным гневом в самом истинном значении этого выражения, и обратите внимание, что именно Его ученики напомнили слова псалма (ст.17): «При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня». Иисус проявил ревность к дому Своего Отца, и Его действия явились результатом вопиющего безобразия храма. Но присутствует во всем этом и более глубокое значение.
Давид писал 68 псалом во время отдачи всех сил на подготовку к строительству храма. Подобно и Иисус во время Своего служения и через смерть и воскресение готовил духовный дом Божий. Поэтому мы должны вспомнить обетование Божие Давиду, где за словами «Господь устроит тебе дом» Бог говорит: «Он построит дом имени Моему… и утвержу престол царства его… на век» (1 Пар.22:10). Из этого можно сделать вывод, что Господь Иисус строит дом имени Божьему вплоть до наших дней и продолжает делать это прямо сейчас!
Павел в послании Евреям 3:4,6 обращается к этому «дому» – что «дом же Его – мы» – духовный храм Христа. Каждый из нас является частичкой этого храма, «если только дерзновение и упование… твердо сохраним до конца». Рвение, которое проявил Христос и которое признали и Его ученики, было полной отдачей Себя на подготовку и возведение дома Божьего – сообщества верующих – подобно как и Давид отдавал все свои силы и энтузиазм к приготовлению строительства величественного и прекрасного здания, которое предстояло возвести Соломону.
Но рвение есть или должно быть эмоцией заразной, поэтому вывод из всего этого тот, что мы должны отражать в себе этот энтузиазм. Давид проявил его, даже не взирая на последствия своей вины и мятеж в своем собственном доме.
Наконец, мы переходим к Ефесянам 2:19-21. Здесь Павел описывает дом, который строится сейчас: отдельные камни подгоняются точно друг к другу, постоянно возрастая в святой храм Божий. Давид посвятил все свои силы для подготовки к строительству, следуя плану, данному ему Богом. Мы тоже имеем план, предоставленный нам тем же Богом – писания истины. Иисус явил ревность – истинную ревность – ревность, которую мы должны стараться проявлять в себе.
Мы читаем в 3 Царств 6:7, что во время возведения Соломоном храма каменотесы приготовляли камни для строительства вне строительной площадки, поэтому никакого шума от инструментов на ней не было слышно. Подобным же образом готовят для Царства и нас – вдали, так сказать, от него самого. И строимся мы на основании, которым является Христос. Мы подгоняемся друг к другу не как грубые, неотесанные камни, но как обработанные пророками, апостолами и самим Христом кирпичи. Если из нас строится храм на основании Христа, пророков и апостолов, мы должны знать и понимать их, и это можем делать через чтение и впитывание в себя Божьего слова. Мы обрабатываемся жизненным опытом, если позволяем Богу управлять нашими жизнями.
Преломляя хлеб, давайте напомним себе о той великой привилегии, которую мы имеем во Христе, ибо мы «были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Ефес.2:12,13). Подобно грубым, неотесанным камням, мы были когда-то пришельцами и чужими, но теперь, через кровь Христову, мы собраны вместе и представляем духовный храм Божий.
Потому, ожидая прекрасного дня возвращения Господа, давайте стараться делать все возможное, чтобы являть собой ту ревность, которую явил Давид и исполнил Христос, когда ими было сказано: «ревность по доме Твоем снедает Меня».
Кейт Синглетон (11.08.2002г.)