Наша проповедь сегодня основана на пророчестве Иеремии, глава 18: «’Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему?’ – говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев» (Иеремия 18:6).
Сходи в дом горшечника
В наши времена трудно найти горшечника за работой на колесе, ибо изготовление из глины горшков на вращающемся колесе практикуется только как хобби.
Для Иеремии было обычным явлением увидеть горшечника за работой; и его произведения, такие как сосуды для воды, горшки для приготовления пищи, чаши для питья, – необходимы каждому. Мастерская горшечника была неотъемлемой частью практически каждой деревушки.
По началу могло показаться очень странным повеление от Бога: «Встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои» (Иеремия 18:2). Вероятно, Иеремия, помня о предыдущем опыте с ремнем, недоумевал, что же могло произойти на этот раз. Однако данный урок не доставил Иеремии физического дискомфорта. Вместо этого Всемогущий подготавливал его к свидетельству против собственного народа.
«И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (ст.3,4). Горшечник представлял собой обыкновенного человека, занятого своим ремеслом, зарабатывающего себе на жизнь, но Бог пытался показать Иеремии и другим людям в Израиле нечто о Себе Самом и о Своих взаимоотношениях с избранным народом.
Глина, кружало, горшечник
Процесс изготовления сосуда включает подготовку глины. Необходимо месить ее до тех пор, пока все твердые кусочки не смягчатся и не растворятся в общей массе; тузить ее для устранения всех пузырьков воздуха. Но в нашем случае в глине осталось нечто, что не позволило горшечнику превратить кусок глины в прекрасное творение, поэтому он отложил этот кусок на некоторое время, чтобы позже смягчить его и использовать в другое время.
Неподатливая глина представляла собой народ Божий, сопротивляющийся Его воле, ожесточивший свое сердце против Его руководства. Жители Иудеи во времена Иеремии поступали подобно всем другим народам на земле, что в точности соответствовало поступку первой женщины – Евы, которая сорвала запретный плод и дала вкусить мужу.
Во вращающемся колесе горшечника мы видим постоянно изменяющиеся условия жизни, пролетающие друг за другом дни, недели и года, которые под действием Горшечника придают форму живущим на земле. Один поэт сказал: «Постоянно вращается колесо перемен, на котором всё смертное колеблется».
Кто же горшечник? В той простой сцене, которую наблюдал Иеремия, горшечник представлял собой не иначе как Всемогущего. Мы видим Бога в книге Иеремии, временами горюющего из-за преступлений Своего народа, временами преисполненного ярости из-за их ожесточения, однако, всегда любящего их и ожидающего ответа на Его призыв.
Подобно глине в руках горшечника
«Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? – говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев» (ст.6).
Нам с вами довольно трудно представить жизнь такой. Мы озабочены колесом – ежедневной рутиной, сменяющими друг друга сезонами, видимым вращением солнца и луны на небосводе. Что мы не всегда осознаем, так это – руку Горшечника в нашей жизни. Наша природная склонность – желать того, что необходимо нам в жизни; мы пытаемся сами творить свои судьбы. Нам нужно помнить, что, поступая так, мы отвергаем работу и руководство Всемогущего Горшечника. «Божество определяет наш конец, грубо отсекая жизни вопреки нашему желанию», – написал Шекспир в «Гамлете».
Первый урок из эпизода с горшечником состоит в том, что мы должны всегда учитывать волю Божью; стараться искать прежде всего то, что приведет нас в Царство Божие. Горшечник решает, что ему необходимо сделать из глины, а не сама глина; и как глина не имеет возможности решить, чем бы она хотела стать, и придать форму самой себе, так же и мы с вами.
Второй урок состоит в том, что если в нашей жизни сейчас или на следующем витке круга, возникают какие-либо обстоятельства, мы должны всегда осознавать, что горшечник постоянно находится за работой. Работа горшечника состоит в изменении глины, и изменения происходят из-за давления. Для нас с вами изменения и давление – зачастую нежеланные гости; они нарушают равновесие в нашей жизни. Но величайший урок, усвоенный Иеремией в доме горшечника, заключается в том, что всё находится под контролем Бога. Он – наш горшечник, мы – Его глина.
Ответ народа
Иеремия пошел к народу и передал им послание, полученное от Бога. Бог еще заранее предсказал их ответ, но сказанные ими слова были даже хуже: «Придите, составим замысел против Иеремии… придите, сразим его языком и не будем внимать словам его» (ст.18).
Далее, в главе 19, Иеремии было сказано купить сосуд у горшечника, взять его и вместе со старейшинами народа и священниками пойти в долину Хинном. Долина Хинном представляла собой место городской свалки, где сваливался мусор и мертвые тела. Иеремия еще раньше заявлял, что оно станет местом уничтожения; а теперь на глазах у старейшин и священников он разбивает глиняный сосуд и повторяет Божье предупреждение: «Так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен, и будут хоронить их в Тофете, по недостатку места для погребения» (19:11).
Так пришел конец уникальным в истории взаимоотношениям Бога со Своим народом. Они всё еще оставались Его людьми, Его свидетелями; но слово Божие больше уже не открывалось им одним.
«…и он снова сделал из него другой сосуд»
Отныне милость Божья расширилась на всех людей, как иудеев, так и язычников. Его милость зависит не от наших дел, но от Его благодати, как Павел написал в Послании Римлянам 9:18-24 – Бог «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». И, если эти слова удивят кого-то или покажутся несправедливыми, Павел отвечает таковым, что не нам спорить с Богом, так же как кусок глины не может сказать горшечнику: «’Зачем ты меня так сделал?’ Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Римлянам 9:20,21).
Павел продолжает объяснять, что благодать Божия распространилась настолько широко, что Он даже готов был терпеть упорство избранного Народа – Израиля – «сосуды гнева, готовые к погибели», чтобы явить Свою милость ко всем народам, т.е. «над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (стихи 22,23).
Так суд Божий обрушился на людей во времена Иеремии, как позже и на нацию, которая не смогла распознать в Иисусе Мессию. И, хотя горшечник может потерять надежду сделать прекрасный сосуд из негодного куска глины на своем колесе, он никогда не бросит своего занятия и не сменит свое ремесло. Он всегда в работе, подготавливая новую глину.
Остановимся для размышлений
Таким же образом обстоят дела и с нами. Руки, пытавшиеся размять народ Израильский, сопротивлявшийся воле Бога, сейчас пытаются придать форму и смысл нашей жизни.
Какой глиной мы являемся? Мягкой, податливой и желающей руководствоваться только словом Божьим в своей жизни? Послушной Его заповедям? Иаков писал: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иаков 3:17). Греческое слово, переведенное в наших Библиях, как «послушлива», означает «податлива, уступчива»; а по отношению к куску глины оно означает «послушная в работе».
Попробуйте зафиксировать в своем разуме картину, увиденную Иеремией в доме горшечника, колесо и глину. Те же взаимоотношения между Богом и людьми существуют и сейчас. Горшечник всё тот же, и Его заботливая рука руководит людьми и в наши дни, направляя их на стези правды. Одно только изменилось: сосудом являются уже не иудеи, как во времена Иеремии, но вы и я. Он всегда знает, что творит, – помните об этом. Подчинитесь Его воле и успокойтесь в Его руках.
«Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:6,7).
Эндрю Уолкер (29.07.2002г.)