Знаете ли вы, что означает слово «посвящение»? Оно встречается в сегодняшнем чтении (Левит 8:22), когда Аарон и его сыновья проходили процедуру подготовки к священнической работе для Израиля. На первый взгляд может показаться, что эта процедура далека от нашего преломления хлеба и теряется в сложном, малопонятном нам сегодня ритуале, в отличие от простых символов – кусочка хлеба и глотка вина, что мы принимаем неделю за неделей. Но даже если это так, то каждому из нас всё равно стоит более пристально познакомиться с Божьими требованиями, когда Моисей полагал начало священническому служению.
Слово «посвятить» означает сделать что-либо совершенным и законченным. Одно из значений корня этого слова – наполнить чем-либо ладони, например, когда священник набирал полные ладони из хлебного приношения или из приношения благовоний. Ладонь была наполнена полностью. Так выглядела в миниатюре работа священника, работа поглощавшая его всецело. Он не имел никакого другого занятия: всё было направлено на служение Богу.
На это частично указывал ритуал службы посвящения, когда Моисей брал кровь овна посвящения и помазывал ей кончик правого уха первосвященника, большой палец правой руки и большой палец правой ноги. Для чего это делалось? Что это означало?
Ухо первосвященника было всецело посвящено служению. Он должен был слушать слово Божие и выслушивать каждого Израильтянина, приходящего к нему. Его ухо не принадлежало ему самому; оно полностью посвящалось священнической работе.
А как насчет наших ушей? Мы живем в шумном мире и вавилонского набора всевозможных языков. Как мы используем наш слух среди этого всепоглощающего шума? Когда мы были крещены, мы добровольно подчинили себя на служение Богу. Мы уже не принадлежим себе, мы искуплены большой ценой и поэтому должны прославлять Бога в наших телах, небольшой частью которых являются и наши уши.
Мы должны иметь слух, всегда готовый услышать голос Божий в Его слове. Именно отсюда слова Иисуса: «Имеющий ухо да слышит». Если мы будем с пренебрежением относиться к ежедневному слышанию Бога, как в наших ежедневных чтениях Библии, то кто-то другой займет место Бога и наполнит наш слух другими вещами.
Конечно, нам приходится слышать и слушать многочисленные голоса в нашей повседневной жизни. Но мы должны равняться на Христа и использовать любую возможность для проповеди Евангелия даже своим образом поведения и тем, какие используем слова. Один из наших гимнов о Самуиле звучит так:
«О! Дай мне ухо Самуила, открытое всегда Тебе, Господь.
Чуткое и живое даже на слышание Твоего шепота;
Подобно ему реагировать на Твой призыв,
И быть послушным только Тебе».
Но что же можно сказать о помазании кончика большого пальца правой руки? Большинство из нас правши, и это означает, что наша правая рука самая сильная, и ею мы выполняем наиболее важную работу. Ладонь без большого пальца сильно ослаблена и теряет много из своих качеств.
Священнику было необходимо выполнять всевозможную работу при служении Богу. Его руки были руками освященными. У Бога не было других рук, кроме рук священника, для совершения жертвоприношений и всего ритуала с ними связанного. Его руки должны были быть чисты. Для их омовения был сделан особый медный умывальник, стоявший между скинией и жертвенником (Исход 30:18,19). За неумытые руки священник мог быть наказан смертью.
Ежедневно мы выполняем нашими руками всевозможную работу: моем посуду, стираем белье, водим на прогулку детей, управляем автомобилем и делаем многое другое. Является ли одно более важным, чем другое? Охотнее ли мы совершаем дела для Бога, чем для самих себя? Как мы решаем, что делать? Самый лучший способ, и он же – единственно истинный, считать наши руки инструментом Бога и отсюда, чтобы мы ни делали, мы должны прославлять Бога тем, как мы работаем. Служение Богу в мыслях найдет своё выражение и в делах, которые мы совершаем.
Ленивые руки означают и ленивый разум. Если есть какая работа, то тогда:
«Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10).
Стары ли мы или полны энергии, всегда есть что-то, что необходимо сделать. Например, написать письмо или позвонить кому-то. Мы можем находиться далеко от ближайшего собрания экклесии, но мы всегда можем написать письмо брату или сестре. Все любят получать письма. Есть в них нечто очень личное. Оно может ободрить сердце, помочь в болезни, поддержать слабых и всегда передать наши самые сокровенные мысли.
Я хорошо помню брата, страдавшего от тяжелого заболевания, который говорил мне, как ему помогают письма от пожилой сестры, которая сама была инвалидом. В другом гимне есть такие слова:
«Возьми мои руки и почувствуй импульс моей любви».
Мы должны омывать свои руки словом Божьим и предложением Ему наших славословий. Вспомним Псалом:
«Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто» (Псалом 23:3,4).
Пророк Михей с горечью обличал своих современников: «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло» (7:3). Они были очень заняты, но заняты тем, что творили несправедливость. Нам следует взглянуть на самих себя и посмотреть, делаем ли мы хорошее или плохое. Простой путь узнать это – спросить самих себя: «Могу ли я обратиться к Иисусу за разрешением сделать то, что я собираюсь сделать?» Это хороший ключ к разрешению проблемы.
А что можно сказать о ногах? Мы помним, что Моисей помазал жертвенной кровью большой палец правой ноги священника. Ноги – это основание, на котором мы стоим. Они являются средством передвижения с места на место. Ноги священника также омывались из умывальника, ибо они стояли внутри скинии и на святом месте, где светильник излучал свет.
Не раз человек слышал от Ангела Божия предупреждение: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (И.Навин 5:15). Само место объявлялось святым по выбору Бога и тем, что Его посланец стоял на нем. Что могло казаться обычным кусочком земли, было свято, потому что на ней присутствовал Бог. Вспомним, что не было никакого указания насчет ношения обуви для священников в скинии. Они служили с нагими ногами, потому что любое место в скинии было свято.
Что же тогда о нас? Ведут ли наши ноги туда, куда нам не следует ходить? Спешат ли они на выполнение работы Божьей, какую бы форму она ни принимала? Поддержание семейных уз, воспитание детей, поддержка слабых и престарелых, возвещение Евангелия – любое повседневное занятие становится святым, если делается для Бога, или делается подобно тому, как делал это Христос.
Другой гимн призывает нас:
«Возьми мои стопы и пусть они будут быстры и прекрасны на исполнение Твоей воли».
Приближаясь к цели нашего собрания, преломлению хлеба, давайте направим наши мысли на Того, чьи уши были пронзены шипами тернового венца, чьи руки и ноги были прибиты гвоздями к страшному дереву. Это было совершенное посвящение, завершенное всецело и в самой высшей степени, служению Отцу. Благодаря всему этому перед нами открыт путь к вечной жизни, когда наши уши будут широко открыты Богу, наши руки подняты для Его славословия в молитвах и заняты на святом служении, а наши ноги будут при этом быстры, не зная усталости.
Харри Теннант (03.03.2002г.)