Действенное обучение – довольно трудное искусство для преподавателя. Даже после 27 лет, отработанных мной в институте, не проходило и дня, чтобы я не встречал чего-нибудь нового. Мне приходилось обучать молодых учителей, и некоторые из них были всего на несколько лет старше студентов, которым они собирались преподавать. Я всегда говорил им помнить три вещи, которые также будет уместно упомянуть и этой проповеди:
– Никогда не пытайтесь создать впечатление, что вам всё известно; мы все постоянно учимся;
– Вникайте во все проблемы и трудности ваших подопечных, будьте понятливы и поддерживайте их;
– Будьте решительны и справедливы в вопросах дисциплины. Объясните доходчиво, какого поведения вы ожидаете от них, и никогда не допускайте более низких стандартов поведения самому себе или вашим студентам.
Апостол Павел был замечательным учителем, он сильно повлиял на жизнь Тимофея. В обоих посланиях этому молодому человеку мы видим свидетельства любви, которую Павел испытывал к нему, и его желание предложить любую помощь, поддержку или помочь советом. Все хорошие учителя заботились о благополучии своих учеников, прежде всего, и особенно это было применимо к Павлу, который знал о том, что ему не долго оставалось жить.
Павел никогда не утверждал о том, что ему известно абсолютно всё, или, что он был совершенным примером для подражания. Нам известно из Послания Римлянам (гл.7), что он не превозносился: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (стих 19). Он исповедался перед коринфянами, что был «наименьшим из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор.15:9). Хороший учитель должен обладать смирением и осознавать свои недостатки, ибо как иначе он сможет понять проблемы своих студентов? Самой эффективной лекцией за всю мою карьеру была та, когда я дал понять студентам, что подростком, сидя на занятиях, я часто «считал ворон» и при этом выглядел совершенно глупо в глазах сверстников и преподавателя.
Павел был как бы отцом для Тимофея. Однако более этого, он обращался к Тимофею, как «к возлюбленному сыну в вере», что предполагает духовные взаимоотношения, которые будут длиться вечно. Печально, но не всегда такие крепкие связи существуют между родителями и детьми. Таким образом, мы замечаем присутствие еще одного учителя – человеческие взаимоотношения между двумя людьми. В нашем случае, мы также можем рассматривать Павла, как авторитетную фигуру, который прямо и резко увещевает нас. Он является нашим братом во Христе, но также он – великий учитель, благодаря своему опыту и положению. Всё это также верно и по отношению к Господу Иисусу Христу. Я никогда не мог примириться с мыслью, что Иисус является нашим «старшим братом», хотя конечно, это верно, ибо мы все становимся детьми Божьими через крещение и по милости Господа Иисуса Христа. Однако нам также не следует забывать Его высшего положения, как Спасителя, Искупителя и Царя, в котором «обитает вся полнота Божия телесно», поэтому нам нужно со смирением слушать Его.
А теперь давайте рассмотрим несколько отрывков, в которых Павел предстает перед нами, как хороший учитель:
1 Тимофею 1:12-17. Павел описывает своё положение, но в его словах мы не замечаем высокомерия. Наоборот, он помнит обо всех своих недостатках, и говорит, что такого положения достиг только благодаря Божьей милости. Хорошему учителю известно, что такая самооценка добавит силу его учению и покажет ученикам, что он говорит не пустые слова, а основывается на своем опыте. Каждый живущий христианской жизнью ведет войну против нашей человеческой природы и её греховных наклонностей, против темных сил этого безбожного мира. Преодолев это в самом себе, Павел увещевает Тимофея следовать его примеру (стихи 18,19).
Во второй главе идет речь о положении и ответственности братьев и сестер в экклесии. Проповедь Павла в этой главе не всегда принимается с необходимым смирением. Мы можем быть склонны думать, что учение Павла не уместно для нас, живущих в 21-ом веке; что он не учитывал положение женщин в наши дни; не мог предвидеть давление и искушений нашего времени. Однако нам нужно быть более осторожными, чтобы не упустить духовные уроки в его словах.
Подобным образом, третья глава описывает качества, которыми должны обладать пресвитеры и старейшины в собрании, а также и их жены. Еще раз мы встречаем непоколебимое учение, которое нужно принимать со смирением. Учение Писаний предназначено для всех верующих, не зависимо от того, в какое время они живут. Его сущность никогда не изменяется.
Главы 2,3 изобилуют уроками для нас – некоторые практического характера, другие – духовного; и некоторые из них неприятны нашему человеческому образу мышления. Всему этому Павел учит Тимофея, а также напоминает ему сущность веры и его призвания (3:14-16).
Четвертая глава снова изобилует поучениями, обращенными к Тимофею и всей экклесии первого века. Общины в то время столкнулись с ересью, фанатизмом, предубеждениями; жизнь никогда не была легкой. Павел, как наставник и духовный отец Тимофея, устанавливает стандарты, которых тот должен стремиться достичь. Проповедь Павла содержит предупреждения. Одной из самых трудных задач, с которыми сталкивается каждый учитель, состоит в том, чтобы сохранять равновесие между поощрением и наказанием. Тем не менее, каким бы трудным урок ни был, совершенно ясно, что Павел ожидал от Тимофея.
1 Тимофею 4:6, 11-16. Тимофей знал, чего ожидают от него – «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа». Риск допустить ошибку не поставлен на первый план, но необходимость заботы – вот что главное в данном обращении. Постоянное увещевание заключается в том, чтобы смотреть за своим поведением и за другими!
То же самое повторяется снова в главе 6:13,14 и стихах 20,21.
И снова во втором Послании, апостол ободряет, поддерживает советом, но временами он предупреждает и наказывает. Это отличительный признак хорошего и опытного учителя.
Два примера: 2 Тимофею 1:13,14 и 2:1-3.
Эти примеры показывают, что предупреждения Павла, прежде всего, были адресованы Тимофею, но они также применимы и к каждому из нас. В прошлом, читая слова Павла, я часто произносил: «Да, конечно, НО…». Так не должно быть. Я также являюсь тем, к кому обращены его слова.
Главы третья и четвертая второго Послания ставят перед нами довольно перспективные стандарты. Здесь говорится о времени, в которое мы живем. Давайте вкратце рассмотрим только один из аспектов проповеди Павла. Посмотрите 1 Тимофею 3:1-5. Конечно, мы отворачиваемся от людей, описанных в этих стихах! Не так ли? Очень легко читать эти стихи, откинувшись в кресле и говорить про себя: «У меня, несомненно, есть недостатки, но я не так уж плох, как описывается здесь!» Так просто нахваливать себя, поглаживая по спине… «Это неверно», – говорит Павел. Прислушайтесь к его словам в Послании Ефесянам 2:1-3. Будьте осторожны! Можем ли мы честно признаться, что даже никакого намека нашей прежней жизни не осталось в нас? Я не уверен, что смогу сказать подобное! Еще сильнее сказано в 1 Коринфянам 6:9-11. Павел обращается к братьям и сестрам в Коринфе и, несомненно, к нам – экклесиям, находящимся в изоляции. Намереваетесь ли вы произнести сейчас: «О, да… но я не таков». Я думаю иначе, братья и сестры. Нам с вами нужно задуматься над словами Павла и о его учении; лучшего времени, чем перед преломлением хлеба, мы не сможем найти. Если уж сам апостол Павел размышлял о своих склонностях, если он сам был озабочен своими недостатками и смирял себя каждый день в своей жизни, несомненно, и мы с вами нуждаемся в подобном отношении. Павел увещевал Тимофея, и каждого из нас, быть единомышленными во время нашего путешествия в Царство. Мы являемся «воинами Христа», посвященными на смертную битву против самих себя, против самодовольства. Павел до нас уже прошел через эту битву. Просто как хороший учитель понимает проблемы и трудности студентов, он ободряет каждого из нас.
2 Тимофею 3:14 и 4:1,2,5.
С соответствующим смирением, подобно тому, каким обладал этот великий апостол, мы можем перейти к символам с верой и с уверенностью, которыми обладали все те люди, жизнь которых была преображена по Божьей милости.
Давайте скажем вместе с Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тимофею 4:7,8).
Найджел Хаммет (31.03.2002г.)