или необходимое условие для получения Царства
Оба автора, как Матфей, так и Лука, обращают наше внимание на то, как Иисус использовал слово «дитя» или «дети» в Своем учении.
1) Младенец Иисус
Иисус Христос развивался настолько быстро, что в возрасте двенадцати лет Он вошел в Храм и, сидя посреди образованных учителей, «…слушал их и спрашивал их». Немного раньше о Нем было написано: «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Обладая глубокими познаниями Ветхого Завета, пожилые законники были поражены Его ответами.
Далее мы читаем в Луке 2:43 – «когда же… возвращались, остался отрок Иисус в Иерусалиме…». Какой контраст! Обратите внимание на Его описание: «отрок Иисус». Он намного превосходил Своих сверстников в мудрости и разумении.
Поразмышляйте над требованием Закона, записанным во Второзаконии 6:1-7:
«Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед. Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая».
Закон настаивает на том, чтобы отец наставлял своих сынов и внуков в Законе Божьем. «Внушать» («обучать», ст.7) означает не просто делиться какими-либо знаниями, но подразумевает идею «заострять внимание», подобно тому, как мы затачиваем острый край ножа. Закон должен быть объяснен, чтобы слушающий поступал по нему. Отец должен был использовать любую возможность для обучения детей.
Неудивительно, что отрок Иисус был хорошо наставлен в Законе, ибо Бог мудро выбрал родителей, Иосифа и Марию, для руководства в Его ранние годы, и Божья милость была всегда на Нем. Иисус научился в эти годы еще и тому, каково быть ребенком, постоянно получать руководство и указания; спрашивая, узнавать больше. В Нем должно было существовать сильное желание обучаться, расти в познании помимо желания применять узнанное в жизни. Обратили ли вы внимание на цель наставления во Второзаконии – «чтобы вы поступали так» (ст.1)? Закон нужно исполнять. Очень часто он является помехой для нас, потому что его требования противоречат нашим желаниям. Послушание заповедям, положениям и законам Божьим повлечет исполнение обетования: «дабы продлились дни твои». Обучение, познавание и применение узнанного в жизни для Иисуса было особенно важным; не будь перед нами Его совершенного примера, мы не смогли бы собраться сегодня для воспоминания.
2) Дети Божьи
Лука 6:35 – «любите врагов ваших… и будете сынами Всевышнего». Иисус здесь снова использует слово «сыны». Оно несколько раз встречается в Его поучении, которое начинается в стихе 27, – любить своих врагов – нелегкая задача. Он учит здесь тому, что даже перед врагами мы должны служить образцом поведения: быть великодушными, страдать и не мстить. В стихе 35 Иисус говорит о том, что мы должны проявлять заботу и любовь всю свою жизнь, и поступая так, мы будем сынами Всевышнего. Просто взгляните на то, какими словами Иоанн раскрывает перед нами ту же мысль в своем первом Послании 3:1,2 – «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
Общая тема этих стихов заключается в том, что мы должны поступать великодушно по отношению к другим, независимо от того, в каких обстоятельствах мы находимся, и таким образом мы будем проявлять любовь нашего Небесного Отца.
3) Исцеленный ребенок
В Луке 9 упоминается слово «ребенок» в двух случаях и по разным причинам. В первый раз ребенок нуждался в исцелении, а ученики не могли сделать этого. Но в Луке 9:1,2 мы уже прочитали, что «созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных». Ученики были наделены силой исцелять, что же могло препятствовать им? Им было необходимо научиться у своего Учителя. Сила была дана для достижения конкретной цели – исцеления, однако исцеление было просто невозможно без веры. Перед тем, как Иисус всё же исцелил ребенка (Лука 9:37-40), Он заставил его отца показать веру (Марк 9:23,24). Поэтому, на примере данного исцеления, мы можем сказать, что для исцеления любых человеческих слабостей прежде всего необходимо исповедание нашей веры, и только после этого Иисус поможет нам справиться с ними.
4) Научитесь у детей
Свяжите эту историю с несколькими стихами позже (Лука 9:46-48). «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик».
Представьте себе эту сцену. Некоторые из апостолов только что стали свидетелями преображения Иисуса. Вместо того чтобы размышлять о превосходстве величия Христа над Моисеем и Илией, они спорили между собой о том, кто будет велик. Христос объяснил, что их приоритеты были расставлены неправильно, а желание быть великим – ошибочно. Далее Он взял ребенка и поставил посреди них.
Иисус сказал им: «Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает». Он хотел заставить их потерять чувство собственного достоинства. Они были посланы, чтобы проповедовать о Царствии Божьем и исцелять больных, а не спорить о своей важности. Им было необходимо иметь смирение, чтобы благовествовать самым убогим в обществе людям и принимать их ради Христа. Вероятно, Иисус размышлял о том, как учителя Закона расспрашивали Его, и не могли подловить на слове, но готовы были слушать, хотя Ему было всего 12 лет. Истинное величие приходит через смирение. Павел подчеркивает эту же мысль, говоря о жизни экклесии. О возникающих спорах он говорит следующее: «А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете [своими судьями] ничего не значащих в церкви» (1 Коринфянам 6:4). Такой подход к решению проблем не позволяет кому-либо из членов доминировать в экклесии.
5) Ребенок и Царство Божие
В Луке 18 Иисус снова использует слово «ребенок», вкладывая в него глубокий смысл: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (ст.17).
Проще всего сначала объяснить, что же Иисус не имел в виду. Он не хотел сказать, что мы можем принять учение о Царствии Божием только в младенческом возрасте, иначе как могли уверовать тысячи людей, находившихся уже в зрелом возрасте, в ранние века? Ключ заключается в слове «примет». Оно подразумевает «принять слышанное наставление, учение, инструкции; приклонить ухо; одобрить, не отвергнуть».
Это означает, что человек должен обладать открытым разумом, подобным разуму ребенка, чтобы начать изучение основ о Царствии Божьем. Мы должны быть совершенно открыты, не иметь предвзятости, каких-либо укоренившихся в нас идей, не спорить постоянно или задавать вопросы, а наоборот обладать желанием поучаться. А, научившись, мы укоренимся нашими новыми знаниями, и наша жизнь будет изменена полученными знаниям к лучшему. Вспомните зерно, попавшее на добрую почву, и плод, принесенный им, который был приятен Богу.
Если посмотреть внимательно, то в той же самой главе Евангелия от Луки мы можем увидеть гораздо больше. Лука 18:15,16 показывает, что они были не просто детьми, но младенцами. Иисус подчеркивает это, говоря: «Пустите детей приходить ко Мне». Итак, они должны были приходить. Также Он подчеркивает, что мы должны принимать весть о Царствии, подобно малым детям. Как младенцы полностью полагаются на своих родителей, зная, что те обеспечат их всем необходимым; так и в нашей духовной жизни мы должны просить у Бога снабдить нас всем необходимым для предотвращения духовного голода.
Используя тот же контекст зависимости детей от родителей, Иисус говорит и в другом случае о дарах детям, сравнивая это с Божьей поддержкой тех, кто обращается к Нему за помощью. Иисус вдохновляет нас просить у Бога: «Просите и получите». Вспомните, как Иисус Сам постоянно обращался к Богу за помощью и руководством в самое трудное время Его жизни!
Подобно детям, мы должны постоянно расти, вкушая Слово Божие и научаясь применять его в своей жизни. И иногда мы сами можем привести других людей к Иисусу, чтобы и они, подобно нам, могли получить благодать.
Каждый брат или сестра во Христе получили великое преимущество, когда услышали о Царстве Божьем. Помогать друг другу расти и укрепляться в этой надежде – обязанность каждого. Именно по этой причине мы вместе вкушаем от символов, находящихся перед нами. Подобно детям, мы поучаемся вместе, постоянно помня уроки нашего Учителя, поданные нам в течение всей Его жизни, прожитой ради нас.
Джон Банъярд (3.02.2002г.)