Вновь в нашем чтении Нового Завета на этой неделе мы обращаемся к служению Иисуса, как оно показано в Евангелии от Марка. Именно Марк, после довольно краткого вступления, сразу показывает нам саму суть послания Иисуса – «покайтесь и веруйте в Евангелие» (1:15) – и затем, еще в пределах первой главы, дает замечательный рассказ о прокаженном, который уверовал и был исцелен Иисусом. Именно этот инцидент ляжет в основу нашей сегодняшней проповеди.
Давайте обратимся, как Марк, сразу к сути дела и посмотрим на реакцию Иисуса на обращение к Нему этого несчастного человека. «Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: «Хочу, очистись» (От Марка 1:41).
Какая прекрасная картина сострадания со стороны Господа Иисуса! Никто не хотел даже дотрагиваться до прокаженного: страх и отвращение, внушаемые этими несчастными, возбуждали ненависть к ним со стороны всех остальных; они были живыми мертвецами, «скорбящими на своих собственных похоронах», как образно сказал о них один автор. Наш прокаженный многим рисковал, подходя к Иисусу: он вошел не только в город, но и в дом, где пребывал Иисус и, бросившись к Его ногам, поклонился Ему. Иисус, протянув к нему руку и коснувшись его, исцелил его. И это стало возможным не только из-за одного сострадания со стороны Господа. Фраза, переведенная как «умилосердившись», дословно означает «взорвавшись внутри» и используется в Новом Завете только при изображении Иисуса или самим Иисусом в притчах. Впечатление, произведенное на Иисуса прокаженным, буквально перевернуло Его изнутри, так глубоко почувствовал Он потребность этого несчастного.
Для того, чтобы понять чувства Иисуса, нам нужно вернуться на несколько стихов назад. Марк пишет: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям» (От Марка 1:32,33).
До того велика была потребность в Иисусе, как враче, что Он не смог вылечить их всех – «исцелил многих», – и некоторые ушли разочарованные, с твердой решимостью вернуться на следующий день. Это привнесло глубокий кризис в жизнь Иисуса. Должен ли Он остаться и использовать силу Святого Духа, чтобы исцелить их всех? Или, может, следует идти в другой город? В эту ночь Ему было не до сна, и рано утром Он удалился в пустынное место для молитвы. Фактически это был повтор третьего искушения в пустыне. Господь был искушаем Своими собственными желаниями творить добро, исцелить этих больных, сделать мир совершенным, как Он его представлял.
Ответ пришел через молитву, и тогда ученики, найдя Его, сказали: «Все ищут Тебя». «Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел».
Вот в чем состояло реальное служение Господа – принести людям спасение. Его главная задача заключалась в исцелении людей от болезни греха, которая убивает всех – и мужчин, и женщин. Тем не менее, Его сердце несомненно разрывалось, когда Он оставлял позади неисцеленных, ожидающих от Него избавления от своих физических недугов.
Поэтому просто замечательно, что Марк чуть ли не в самом начале рассказывает нам об исцелении этого прокаженного. Господь не может помочь всем, кто физически болен, но Он сразу исцелил прокаженного! Лука в своем повествовании об этом же случае начинает свой рассказ словами: «Пришел человек весь в проказе» (5:12). Этот человек был мертвым во грехах своих, заживо гниющим от проказы, без всякой надежды в мире. Он словно представляет всех, имеющих нужду в спасении. Все ветхозаветные аналогии между проказой и грехом сразу приходят в голову, когда мы читаем о нем. Но что в самом деле вызывает удивление, так это использование прокаженным Писания, когда он цитирует Левит 14.
«Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить» (Марк 1:40).
Сравните: «Священник очищающий поставит очищаемого человека с ними (т.е. с жертвами) пред Господом у входа скинии собрания» (Левит 14:11).
Как замечательно! Этот прокаженный видит в Иисусе не только того, кто может его исцелить, но и священника, который может его очистить и представить пред Господом. Вот в чем была работа Иисуса: очищать людей от греха и представлять их пред Отцом. После внутренней боли за тех разочарованных, неисцеленных Им людей в Капернауме, дух Иисуса, несомненно, воспрянул, когда Отец послал Ему этого человека. Ибо Сын не может делать ничего, если не увидит, как это делает Отец. И изливая на несчастного Свое сострадание, Иисус явил милость и славу Всемогущего Бога, которые были явлены прежде.
«И посылал к ним Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланным от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения» (2 Паралипоменон 36:15,16).
Сравните: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился… Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись» (Марк 1:35,41).
Никто и никогда не поступал так с прокаженным прежде. Он уже привык к своему положению оскорбляемого и отверженного; его даже могли забить камнями те, кто хотел, чтобы он покинул их деревню. У него не было места, где бы он мог приклонить голову, не было дома, не было семейного очага. Приближаясь к людям, он должен был кричать: «Нечистый, нечистый», предупреждая их о присутствии заразы. Теперь его жизнь претерпела драматическую перемену: Сам Сын Божий, протянув руку и дотронувшись до него, исцелил его – проказа исчезла. Он стал чист! Неоднократно мы читаем в Евангелиях об Иисусе, который протягивает руку, чтобы помочь людям, ибо в Законе было сказано:
«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Второзаконие 15:7,8).
И, конечно, связав всё воедино, мы видим здесь не только проявление чудесной силы Иисуса, но и притчу, вполне применимую к нам. Мы тоже, подобно этому прокаженному, «были мертвы в прегрешениях и грехах», нечистыми в глазах Бога. Господь Иисус Христос протянул нам Свою руку и Своим исцеляющим прикосновением избавил нас от силы и власти греха, готового поглотить нас. Благодаря Господа в наших молитвах за всё, что Он сделал для нас, мы можем и должны следовать примеру исцеленного прокаженного, который, отойдя от Иисуса, рассказывал всем, кто готов был его слушать, о том, как он был исцелен от своей болезни; и люди, слыша его рассказ, шли к Иисусу «отовсюду», как повествует Марк.
Какой контраст мы видим далее между этим человеком, ставшим чистым, и фарисеями в главе 7? Мы читаем, что фарисеи «пришедши с торга, не едят не омывшись». В оригинале в Евангелии от Марка использовано слово «не крестившись», повествуя об их чрезмерном соблюдении ритуала. Фактически, они перекрещивают себя снова и снова! Но Иисус видел их сердца, которые были далеки от Бога, и позднее окончательно осудил их за нас лицемерие (см. Матфея 23).
И теперь, приступая к символам тела и крови Христовой, давайте задумаемся о следующих словах нашего Учителя: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все» (Иоанна 13:10).
Мы были крещены раз и навсегда в смерть Иисуса, нам нет нужды омываться снова и снова. Подобно нашему прокаженному мы чисты, мы новые люди во Христе. Подобно ему наша жизнь изменилась навсегда, и эти символы помогают очиститься нашим сердцам.
Эндрю Уокер (12.08.2001г.)