В наших чтениях из Послания Римлянам 3:25 Бог заявляет о том, что Он назначил Иисуса «в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (умилостивление – примирение, искупление). Давайте теперь поразмышляем над Евангелием от Иоанна 1:29, где записано: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Если мы попытаемся объединить два этих отрывка, то увидим, что Иоанн Креститель представляет Иисуса, как Агнца Божьего, который забирает грех мира, как искупительная жертва.
Теперь вспомните время, когда Авраам сказал: «Бог усмотрит Себе Агнца». Несомненно, это было событие, описанное в книге Бытие 22, когда Бог испытывал веру Авраама, повелев ему принести во всесожжение Исаака на горе Мориа. Увидев огонь и дрова, Исаак спросил об агнце для всесожжения. В ответ на его вопрос Авраам произнес двойное пророчество.
Первое его исполнение произошло непосредственно после того, как Бог остановил Авраама, намеревавшегося убить своего сына. В книге Бытие 22:13 сказано: «И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего».
Второе исполнение произошло, когда Бог показал, что Он «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Когда Иоанн Креститель засвидетельствовал об Иисусе, как Агнце Божьем», который берет на Себя грехи мира, Иисус был определен как искупительная жертва на все времена.
Вполне вероятно, что кто-либо из фарисеев, или священников, или даже любой человек, знавший религиозные ритуалы в Израиле и слышавший заявление Иоанна об Агнце Божьем, берущем на Себя грех мира, мог сказать: «Этот человек говорит ерунду. Кажется, ему даже неизвестно, что агнец не может быть принесен в качестве жертвы за грехи людей в День Искупления». И в этом они были бы абсолютно правы.
Для нас будет полезно вкратце вспомнить сейчас некоторые детали о Дне Искупления, данные в книге Левит, глава 16:
а) Животные должны быть отобраны с особой тщательностью: один телец, два козла и два овна.
б) Первосвященник должен был во время обряда омыться и сменить одежды. Затем он заколал вола и его кровью искуплял себя.
в) Жребием выбирали одного козла для заклания. Его кровью очищали от грехов народа Израильского часть скинии, которая называлась Святое. Другой козел отсылался в пустыню в качестве козла отпущения, символически унося с собой людские грехи.
г) Первосвященник омывался и снова надевал свою обычную одежду. С этого момента грехи народа были удалены.
д) После этого первосвященник завершал искупление, принося в жертву всесожжения двух овнов: одного за себя, другого за народ.
Жертва всесожжения обычно была добровольным действием при поклонении Богу; искуплением всех грехов, совершенных непреднамеренно; выражением преданности, полного подчинения Богу. Приношением вола и двух козлов первосвященником искуплялись все грехи народа, поэтому смысл приношения овнов сводился в выражению преданности и подчинения, а не заключался в получении прощения грехов.
«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Особое место было отведено для Агнца, приготовленного Самим Богом. Этот Агнец должен был устранить все ритуалы, заповеданные Израилю в Ветхом Завете. Это и не могли понять фарисеи, священники и другие люди, ведавшие о религиозных ритуалах в Израиле, слышавшие слова Иоанна об Иисусе.
В первых стихах десятой главы Послания Евреям мы читаем: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними… Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (стихи 1-4). «Сказав прежде, что “ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил”, потом прибавил: “вот, иду исполнить волю Твою, Боже”. Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (стихи 8-10).
‘Освящены мы’ – как прекрасно это звучит! Вероятно, иногда мы не ощущаем себя святыми. Мы чувствуем себя жалкими. Поэтому нам нужно напоминать себе постоянно, что жертва Иисуса была принесена однажды и навсегда. Любовь Божья, выраженная в искуплении нас, бесконечна и безгранична.
Когда Иисус умер на кресте, завеса в Храме разодралась надвое. Прежний путь в Святое перестал существовать. Благодаря Его жертве мы получили привилегии приблизиться к Богу путем новым и живым. Через хлеб мы вспоминаем преданное за нас Тело Иисуса, а вино напоминает о Его Крови нового завета. Мы также всегда помним о притеснениях и бедствиях, описанных пророком Исаией:
«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (53:7-9).
Здесь мы видим, как Бог представил Иисуса в качестве жертвы искупления.
Придя к заключению, что наше искупление происходит не кровью тельцов и козлов, мы также должны понимать, что наше спасение не в смерти Иисуса. Не в том, что Агнец Божий остался мертв. Оно в Иисусе, воскресшем из мертвых, который сидит в чести и славе одесную Бога, ходатайствуя за нас.
Более того, у нас есть пророчества, изображающие Агнца в будущем; такие, как Откровение, глава 5: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (стихи 11-14).
И после многих пророческих описаний Агнца, мы подходим к заключительной главе Откровения и к заключительным словам Бога: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева—для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (Откровение 22:1-4).
По великой милости Божьей, я надеюсь, мы увидим Его лицо и имя Агнца Божьего на наших челах. С полной уверенностью и радостью в сердце мы соглашаемся со словами Павла в Послании Римлянам: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (4:7,8). Это примирение было достигнуто благодаря Иисусу – Агнцу Божьему, взявшему на Себя грех мира.
Боб Хеа (29.07.2001г.)