Послание Иакова одно из самых практичных посланий. Оно затрагивает некоторые наипростейшие темы, но именно те, которые для человека наиболее трудны при претворении их в жизнь.
Это становится очевидным по мере чтения послания, ибо за каждым обсуждаемым вопросом следует практический вывод, в отношении которого читатель должен предпринять некое действие.
Например, в главе 1:14 мы читаем: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Ответственность за совершенный грех лежит на самом человеке, а не на Боге или другом человеке. Вывод дается в стихе 21: «Посему, отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души». От верующего требуется твердая решимость оставить в стороне все непотребные дела его и обратиться к Евангелию. Обратите внимание на слово «остаток», которое в греческом используется для обозначения ушной серы. Скопление ее в ушах притупляет слух. Вспомним слова Учителя: «Имеющий ухо, да слышит». Иаков учит нас оставить наш прежний образ жизни и вступить на новый. Жизнь по Евангелию, говорит Иаков, просто необходима, если мы приняли на себя звание ученика Господа.
Во второй главе Иаков говорит о так называемой академической вере и объясняет, что таковая вера, не находящая выражения в делах, бесполезна. Так же и дела без веры одинаково неприемлемы. Что такое вера, мы познали из нашего чтения на прошлой неделе послания Евреям 11:1 – «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Это определение веры показывается сразу на примере людей, которые обладали ей. Например, 11:4 – «Верою Авель принес Богу жертву лучшую…» или 11:7 – «Верою Ной, получив откровение…».
Вера ничего не стоит, если не находит своего применения в делах. Что это за дела, мы видим у Иакова в стихе 27: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать (в значении «навещать») сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненными от мира». Если мы проанализируем этот стих, его смысл станет еще более сильным и глубоким.
Слово «чистый» у Иакова, в контексте вещей природных, используется наподобие того, как виноградная лоза очищается от сухих и непригодных ветвей, чтобы стать плодоносящей. Примеряя это на себя, мы должны стать этой лозой в глазах Бога. Мы подготовлены через Иисуса, и от нас требуется приносить плоды духа (Галатам 5:22,23). Слово «религия» одним из своих значений имеет значение «служения», «почитания» и в этом контексте фраза Иакова, переведенная как «чистое благочестие», только вновь подчеркивает, что цель нашей жизни это возвеличивание нашего Небесного Отца. Слово «непорочный», означающее «свободный от того, что портит, уродует», вновь привлекает наше внимание к сравнению с растением или деревом. Мы оставили привычный образ жизни, изуродованный грехом, и теперь живем обновленной и измененной жизнью в Иисусе, в котором и благодаря которому мы ходим перед Отцом.
В добавление ко всему апостол Павел увещевает нас не делать вещей, которые могут показаться невинными, но которые могут быть неправильно поняты другими и обращены против нас. Поэтому «удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фессалоникийцам 5:22).
Наше сегодняшнее чтения (Иаков, глава 5) содержит три основные темы: первая – предупреждение об обольщении богатством, вторая – ободрение в грядущем возвращении Господа и третья – о молитве.
Предупреждение о богатстве особенно актуально для тех из нас, кто живет в развитых, преуспевающих странах. И опасность здесь кроется в том, что мы начинаем более надеяться на себя и забываем о вещах духовных. Только в очень редких случаях в Писании цель Бога не затмевалась жизнью в богатстве и роскоши. Скорее наоборот, она почти всегда находилась в развитии в трудных условиях полуголодного существования, при гонениях и преследованиях. Апостол Павел пишет в 1 Коринфянам 4:11, отмечая что «даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои и скитаемся».
Мы имеем случай с Димасом, имя которого в переводе с греческого означает «популярный» (что наводит на мысль о важности этого человека), который проповедовал Евангелие вместе с апостолом Павлом и, тем не менее, оставил истину. Павел с сожалением пишет: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2 Тимофею 4:10). Димас оказался неспособным выдержать то, что привело бы его, в конце концов, в жизнь вечную. Он знал пороки этого мира, но любовь к нему оказалась сильнее любви к грядущему Царству. Это был тот случай, когда образ Царства был потерян в реальности повседневных будней. Притчи 29:18 – «Без откровения свыше народ необуздан».
В стихе 7 пятой главы Иаков увещевает нас быть терпеливыми в ожидании пришествия нашего Господа, даже если это ожидание приносит невзгоды или гонения. Иаков продолжает далее: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (ст.11). Кто-то однажды сказал мне, что самая величайшая способность из всех – это способность оставаться чему-либо верным до конца. На память сразу приходят слова апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тимофею 4:7). Чтобы не терять из виду перспективу грядущего воздаяния и быть готовым и способным терпеливо ждать, нужно:
а) Направить все мысли на Царство Божие;
б) Понимать, что время конца уже не за горами;
в) Научиться видеть, что всё происходящее с нами находится под контролем у Бога.
В стихе 13 пятой главы апостол Иаков призывает нас молиться в любых случаях и обстоятельствах: страдаем ли мы или веселимся, переносим ли невзгоды или соблазны, – всегда и во всем молитва веры – наше вернейшее оружие; мы должны демонстрировать доверие Богу. Прежде чем должным образом наставлять других.
Стих 14 описывает молитву старших членов церкви за больных и дается уверение в следующем стихе, что «молитва веры исцелит болящего». Упоминание поименно наших братьев и сестер свидетельствует о нашей вере, что Бог может исцелить их. Далее следует наставление молиться о прощении грехов друг друга и об исповедании их друг пред другом. А эта практика как раз и не очень распространена среди нас. Печально известный факт: у нас не всегда достает мужества открыто признаться перед всеми в своих недостатках, мы забываем, что «много может усиленная молитва праведного». В этом сила молитвы. И она доступна всем нам. В приведенном примере об Илии апостол подчеркивает, что он «был человек подобный нам». Здесь видим два аспекта молитвы.
а) Направленность ее в вере к Богу;
б) И ее постоянство – «и опять помолился» – в твердой уверенности в получении на нее ответа.
Наконец, Иаков много учит нас о нашей жизни во Христе. Он напоминает. Что Отец во Христе делает нас Своими детьми: «Родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (1:18).
Эндрю Брайли (10.06.2001г.)