Библейское чтение: Филиппийцам 1:5.
Послание Павла к филиппийцам, несомненно, является одним из самых радостных посланий Павла. Это послание дружбы, полное любви и ничем не сдерживаемого потока добрых чувств к людям за их участие в благовествовании, как это видно из вступления.
Павел подчеркивает, что общение – именно в благовествовании. Это очень важно, ибо мы часто используем слова, которые понимаются другими несколько в ином свете. Я всегда вспоминаю обед, на который был приглашен моими работодателями. Покончив с едой, мы провели время за интересным разговором. Вечером, покидая их, я поблагодарил моих радушных хозяев и в ответ услышал также теплые слова благодарности за доставленное общение. Для них это слово означало просто межличностное, светлое общение, которое заключается в приятной беседе на общие темы или возможно встречу близких по духу друзей. Для меня это слово имело несколько иное, более глубокое содержание.
Итак, мы часто говорим об общении в нашем сообществе. Это конечно очень глубокий и часто чувствительный предмет, и хотя мы знакомы с общими принципами, тем не менее, полезно будет поразмышлять над тем идеалом, который показан нам. Послание Павла филиппийцам содержит много мыслей, помогающих нам увидеть этот идеал. Слово ‘общение’ содержит в себе некое значение единства. В его основе участие, разделение общей веры. А это есть основополагающая истина нашей жизни во Христе. Когда некая личность обращается к спасительному имени Господа Иисуса и выходит из вод крещения, к нему или к ней протягивается рука общения. Она приветствует нового брата или сестру и вводит его или ее в сообщество, где они могут разделить эту дорогую веру. И наоборот, как печальный контраст, когда кто-то покидает это сообщество по каким-либо причинам, он уже не может оставаться верным тем принципам, к которым первоначально обратился при крещении. Этот же результат получается, к большому сожалению, при недостойном поведении одного из членов сообщества.
Евангелия не дают нам примеров фактического использования греческого слова ‘общение’ самим Иисусом, тем не менее, эта важная тема присутствует в Его ходатайствующей молитве Отцу за всех уверовавших в Него: “Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино” (Иоанна 17:22,23). Единство – вот идеал общения. Иоанн развивает эту тему далее в своем первом послании: “…чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом” (1:3), подчеркивая, подобно Павлу, что общение нераздельно связано с истинным пониманием Евангелия.
Первый раз слово ‘общение’ мы встречаем в Новом Завете у Петра в его проповеди в день Пятидесятницы, когда начинались истоки формирования новой церкви (Деяния 2:42): “И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах”. Прекрасная и вдохновляющая картина. Верующие поняли послание Иисуса, переданное апостолами. Они ознаменовали свое обращение, вспоминая Христа хлебом, вином и молитвами. Именно общение собрало вместе этих людей за символами. Преломление хлеба, иногда упоминаемое как причастие, прежде всего подразумевает совместное участие в чем-либо общем для всех. Символы – хлеб и вино – не просто переходят из рук в руки, а именно разделяются. Разделение или участие – смысл термина ‘общение’.
Общение, чтобы быть выраженным, должно наполниться реальным содержанием. Я всегда вспоминаю трогательную, довольно известную историю о двух маленьких американских мальчиках, пришедших в сиротский дом просить пристанища. Они прошли большое расстояние, и один из них до того устал, что уже не мог идти дальше, поэтому второму пришлось под конец пути нести его на себе. Служитель, открывший им дверь и увидевший согнутую под тяжестью другого фигуру мальчика, спросил его, не слишком ли тяжел для него груз? “Нет, мистер, – ответил мальчик, – это мой брат”.
“Это мой брат”. Этот простой ответ ребенка и его поступок означает, я мог бы предложить, именно то, что должно означать для нас общение в Евангелии. Именно отношение родства заставило более выносливого ребенка нести своего ослабевшего брата. “Носите бремена друг друга”, – вот еще одно увещевание Павла (Галатам 6:2). Интересно отметить, как Павел еще раз связывает действие с законом Христовым или с Евангелием. Ношение груза друг друга есть составляющая часть общения. Не какая-то принудительная обязанность, а действие, совершаемое добровольно и с любовью.
Разделение веры, ношение бремен друг друга, помощь нуждающимся – всё это напоминает событие из жизни Павла (Римлянам 15:26), где он упоминает бедных и нуждающихся в Иерусалиме. Павел говорит о “некотором подаянии для бедных”. В одном из переводов на месте слова “подаяние” стоит ‘общение’. Этот же случай можно встретить и во 2 Коринфянам 9:13. Самый яркий пример христианского общения во времена апостолов – это объединение имущества в одно общее для всех. А это и есть реальное “подаяние”. Резонно вспомнить про Ананию, удержавшего часть от проданного имущества для себя и солгавшего Святому Духу в лице Петра; конец нам хорошо известен, – его постигла смерть.
Вернемся назад к Посланию Павла к филиппийцам. Общение говорит нам о гармонии. Стих 27: ”Только живите достойно благовествования… чтобы мне… слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую”. Опять значимая связь этого единодушия с общим трудом на ниве Евангелия, а это по определению апостола просто необходимо. Он не останавливается на этом и продолжает увещевание с самого начала 2 главы: “Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа… то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны”. Подобное отношение и подобный образ жизни делают радость Павла совершенной.
Лишь кратко мы взглянули на общение, как оно применимо к нам. На самом деле этот предмет намного шире и подобен нежному растению. Случаи нарушения общения разные, но печальный результат один и тот же – нарушение гармонии жизни как индивидуума, так иногда и всей экклесии.
К сожалению, как уже упоминалось, в случае с отдельными людьми Общение ставится под угрозу из-за их недостойного поведения или если их вера приходит в конфликт с Евангелием. Подобная деликатная ситуация должна разрешаться с любовью и пониманием; конечный исход и решение, конечно, зависит от самих вовлеченных. В подобных трудных обстоятельствах некоторые мысли Павла могут помочь нам. Также стоит задуматься и о любви Господа Иисуса, который хотел присутствия Иуды на последней трапезе, хотя и всецело осознавал его недобрые намерения; и если мы взглянем на ситуацию критически, то увидим, что разум Иуды был ‘вне общения’.
Если подходить шире, в попытке сохранить дух общения следует понять, что из-за нашего собственного несовершенства экклесия не является местом идеальной чистоты, которое нужно хранить всеми способами. Скорее наоборот, это место, в которое приходят ‘нечистые’, желающие очищения и старающиеся войти в тесный контакт общения с другими в служении, совершенствовании и любви. Мы должны также не забывать о брате или сестре, которые живут в одиночестве и не могут принять реальное участие в общении с другими. Давайте помнить о них в наших молитвах и, если есть возможность и средства, протягивать им руку общения, чтобы они чувствовали связь с другими.
В заключении давайте ободримся картиной видения пророка Исаии, в которой он рисует картину окончательного единения всех верующих: “И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание (и раздоры?) удалятся” (35:10).
Или как молился наш дорогой Господь: “Да будут едино, как Мы едино. Я в них. И Ты во Мне; да будут совершенны во едино…”, далее следует знаменательное добавление: “Не о них же только молю (т.е. за оставляемых учеников), но и о верующих в Меня по слову их”.
Брат Джим Вайтхорн (08.04.2001г.)