Мы встречаемся сегодня, чтобы вспомнить смерть и воскресение нашего Господа и Учителя, как Он нам завещал. В нашем первом чтении (Числа 15) мы видим в жертвоприношениях образ того, кто должен был умереть, кто единственно мог быть идеальной жертвой и умереть за наши грехи. В третьем чтении (Лука 24) всё это было исполнено и наш Спаситель воскрес и вознесся на небо на глазах у свидетелей и сейчас ожидает время, когда может вернуться в славе к тем, кто будет найден достойным.
Давайте посмотрим на наше первое чтение. Оно следует за отвержением Богом первого поколения Израильтян и показывает их скитающихся по пустыне уже около 38 лет (Второзаконие 2:14). Они проявили неверие, оставили все надежды и не совершали должного служения, как им заповедал Бог. Не проводилось служение в Скинии, не совершалось обрезание, не праздновался праздник Пасхи (И.Навин 5:10-12). Как сказал об этом Стефан: “Бог же отвратился и оставил их…” (Деяния 7:42). Они стали, таким образом, отступниками и изменниками.
Тем не менее, Бог не отверг мятежную нацию как таковую. Должно было вырасти новое поколение, и здесь в главе 15 книги Чисел Бог через Моисея поучает это второе поколение требованиям, которые Он предъявляет к ним, прежде чем они вступят в Землю обетованную (стих 2).
Поучения касаются жертвы всесожжения (стихи 1-16), хлебного приношения (стихи 17-21), о грехе по неведению (стихи 22-29), о грехе богохульства (стихи 30-35), – всё по существу, учитывая то, что произошло с соглядатаями, ходившими высматривать землю, их неверия и ропота людей, изображенных в двух предыдущих главах. Наша глава заканчивается наказом народу быть достойными своего избрания и соблюдать Божьи заповеди. Поэтому они должны продемонстрировать перед всеми свою избранность, как в жизни, так и во внешнем поведении; руководствоваться принципами, изложенными перед ними.
Не находимся ли и мы в подобном же положении, ожидая с нетерпением Царства, обещанного Богом? Тогда здесь уроки и для нас.
В книге Чисел 15:1-16 говорится о животных, которых можно и должно приносить в жертву – это волы, овны, агнцы, овцы и козы. Для беднейших из народа позволялось приносить голубей (Левит 1:14-17). Символически, эти животные представляли жизнь приносящего жертву, который сам должен был умереть за свои грехи. По милости Божьей идеальная жертва должна была быть принесена в будущем, и эта жертва покроет все их грехи.
Но что можно сказать о хлебном приношении, которое сопровождало жертвоприношение животных? Оно состояло из пшеничной муки высшего качества (Левит 2) и как таковое представляло продукт сельскохозяйственного труда. Было сравнительно легко взять и убить животное, но выращивание хлеба было трудом не легким. Нужно было подготовить почву, посадить зерно, снять урожай, отделить зерна и приготовить из них муку. Это была тяжелая работа и представляла (при приношении) тот труд и силу, которые Израиль должен был отдавать Богу в повседневной жизни.
Что можно сказать о нас? Так ли мы работаем для нашего Учителя или оказываемся недостойными, как в свое время Израиль?
В книге Чисел 15:3 упомянуты два вида жертвоприношений – по усердию и в праздники, последние были обязательными. Оба эти вида были приятны Богу, в виду того, что первые приносились добровольно, а вторые в соответствии с заповедью, и в этом случае проявлялось их уважение и подчинение. Вместе они демонстрировали благоговейное почитание живого, истинного Бога. Восходящий от них вверх аромат был приятен Богу.
Как это касается нас? Всегда ли мы отдаем Богу самое лучшее, даже всю нашу жизнь на добровольное служение Ему; или мы равнодушны, и в нас отсутствует должный энтузиазм, как в свое время у Израиля? Всё ли мы делаем правильно или просто от случая к случаю? Готовимся ли мы к собранию должным образом? Мы живем в век снятия всяких запретов, когда зачастую отсутствует уважение людей друг к другу. Но наш Бог – Бог ревнивый, требующий благоговейного страха. Он дал Моисею точные заповеди, которым должны были следовать Израильтяне в своем служении и в повседневной жизни. Они не выполнили их, и первое поколение не было допущено в землю обетованную. Давайте выучим урок, что Бог не желает, чтобы мы жили, как живет этот мир; Он ждет от нас почитания, уважения и благоговения. Израиль из-за своего неверия потерпел поражение, так давайте мы будем соответствовать в своей жизни наказам нашего небесного Отца, и наше служение тогда будет приятно Ему.
Кроме приготовления муки, Израиль должен был вырастить маслины и выжать из них елей, который затем смешивался с мукой. Елей символизировал Слово Божие и перемешивался с главным персоналом жизни – людьми. Как логично оба эти вещества – мука и елей – указывали на Того, Кто сказал: “Я есмь хлеб жизни”, и о котором сказано: “И Слово стало плотию”. Поэтому Он есть хлеб, которым мы питаемся для получения сил. Мы должны впитывать Слово и добровольно служить Ему.
Вино тоже сопутствовало приношению (15:5), являясь частью жертвоприношения. Виноград нужно было вырастить, дать ему созреть, убрать его и затем выжать из него сок. Сок должен был быть подвержен процессу брожения для изготовления из него вина. Это брожение – символ новой жизни, выражающейся в подчинении и смирении перед Богом. Во время брожения вино превращается в такой химический состав, который может применяться как антисептическое средство и как средство увеличивающее сохранность чего-либо. Поэтому здесь символически показан Израиль, который мог быть очищен от прежнего образа жизни и сохранен для вечной жизни. Вино представляет пролитие крови, без которой не может быть прощения грехов (Евреям 9:22). В нашем последнем чтении, мы только что прочитали о смерти нашего Господа, но пролития Его крови еще не достаточно, ибо от нас требуется символическое распятие похотей нашей плоти. Павел говорит: “Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос” (Галатам 2:20). Вот к чему мы должны стремиться, если хотим быть подобными Ему. Только в этом случае наше служение будет “приятным благоуханием” и будет принято Им.
Перед Своей смертью Христос заповедал ученикам совершать служение в честь Его воспоминания, но это не было чем-то новым. Хлеб и вино присутствовали в подношении Мелхиседеком Аврааму, они являлись и частью жертвоприношений, о чем мы читали в первом чтении. Иисус дал этим символам новое направление. Он показал ученикам нечто, чего они не могли понять, вплоть до Его воскресения и вознесения на небо. Жертвоприношения; хлеб и вино указывали на Его жертву и распятие, и заповеданное Им мемориальное служение в первый день недели возвращало их все время к этому.
Институт жертвоприношений был установлен для Израиля. Как вписываемся в него мы? Возвращаясь назад к книге Чисел 15:4, мы видим, что и пришелец, т.е. чужак, иностранец мог принимать участие в жертвоприношениях. Поселившись на обетованной земле, Израиль всегда имел возможность обращать в свою веру людей из других народов. И это так и было, если мы возьмем к примеру Раав и Руфь, которые вошли в надежду Израилеву и позднее были включены в родословную Иисуса.
Поэтому и мы также стали прозелитами. В книге Бытие 12 завет был заключен с Авраамом. Израиль должен был стать великой нацией. Они были людьми, избранными Богом, но что важно для нас, именно через семя Христа все народы земли могли быть благословлены. Через нашу веру, мы, пришельцы или чужаки, были привиты к дереву Израилеву. Это огромная честь. Наш Господь принял мучительную смерть до того как оставил после Себя потомка или наследника. В то время этот факт был унизительным, потому что не кому было передать наследство. Тем не менее, Исаия 53:10 говорит: “Он узрит потомство”, а Псалом 21:31 добавляет: “Потомство будет служить Ему”. Мы благодаря Божьей милости являемся этим потомством призванных быть с Ним в Его славе, званных на брачную вечерю Агнца (Откровение 19:7). Здесь мы сами увидим исполнение того, о чем свидетельствовали жертвоприношения Ветхого Завета, и лично встретим Христа, Которого вспоминаем сегодня на нашем собрании; но только при одном условии, если мы – “Его невеста” – будем готовы.
Мы должны бодрствовать и хранить свои одежды незапятнанными (Откровение 16:15). Мы должны бодрствовать, а не спать (Марка 13:35-37). Мы должны быть наготове. Израиль не был наготове и не сохранил свои одежды незапятнанными. Они впали в идолослужение, в которое их вовлекли окружавшие их народы, и не вошли в Землю. Мы должны всегда помнить об этом (Марка 13:5,6). Сегодня вокруг нас множество богов, которые могут коварно вползти в нашу жизнь и в нашу церковь. Павел говорит Тимофею: “В последние времена отступят некоторые от веры” (1 Тимофею 4:1). Почему? Ведь всё вокруг нас говорит о приближении конца и возвращении нашего Господа. Всё это от коварства мира. Ев. от Марка 13:6 говорит: “Многие придут под именем Моим…” (т.е. под именем Христа); и сегодня мы видим вокруг религиозное окружение, которое проповедует совсем иные идеалы, и к тому же вещает, что не имеет значения, как служить Богу, ибо всё служение направлено на Него. Но это не так, ибо существует Один Истинный Бог, Который требует одного, истинного служения, что в свое время понял Израиль. Поэтому давайте равняться на верующих из Верии (Деяния 17:11), которые “приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания”. Слово Божье есть наш елей, который смазывает и облегчает нашу поступь к Царству и показывает нам верную истину. Без нее чужое может войти в нашу жизнь, в наши семьи, в нашу церковь, чего не должно быть. Влияние отступничества повсюду вокруг нас, и “вином его блудодеяния” напоены многие (Откровение 17:2). Оно включает духовную хромоту, но никак не бодрствование. Поэтому давайте будем трезвыми, “облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения” (1 Фессалоникийцам 5:6-8).
Мир внимает ложным учителям и доктринам (1 Иоанна 4:5), как древний Израиль слушал окружающие его народы. Приступая к символам Его тела и Его крови, давайте пребывать твердо в вере и не отпадать от надежды благовествования (Колоссянам 1:23) – вот елей радости. Давайте стоять в стороне от мира ради Него, приятный аромат благоухания всегда доставляет Ему радость, и поэтому, когда Он придет, Он мог бы обратиться к нам со словами: “Знаю твои дела, и скорбь… будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Откровение 2:9,10). Какая чудная награда! Я молюсь, чтобы Его милостью мы все были среди тех, кто получит эту величайшую из всех наград.
Брат Алан Ашман (01.04.2001г.)