Вопрос в заголовке сегодняшней проповеди уместен в тот момент, когда мы делаем паузу для самоисследования перед принятием символов, потому что сердце в Писаниях так часто означает наши желания.
Поразмышляйте над Евангелием от Луки 10:27. “Разумение” или “разум” здесь означает наше понимание, путь мыслей, отношение к жизни. Сердце же – нечто иное. Мы должны любить Бога также и нашим сердцем. “Расположить свое сердце к чему-то”, значит, очень сильно этого желать, почитать это очень ценным. Слова Учителя отражают это: “Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”.
Сравните Римлянам 10:1 и 9:2,3, откуда можно увидеть, как неисполненное желание Павла опечалило его сердце.
Увы, но желания человека не всегда находятся в согласии с волей Божьей, посмотрите Бытие 6:5. В одном из переводов на полях можно встретить заметку: “помышления означают намерения или желания”.
Итак, что же в наших сердцах? Только нам известно. Мы можем скрыть это от кого угодно, кроме Бога. Иеремия 17:10 говорит: “Я, Господь, проникаю в сердце…”. Давайте же исследовать наши собственные сердца.
Итак, мы можем быть подобны Давиду, сыну Иессея, человеку по сердцу Божьему! Давид понимал битву между плотскими и божественными намерениями. После его греха с Вирсавией (когда плотские желания победили в нем) он просил у Бога: “Сердце чистое сотвори во мне” (Псалом 50:12). Он также знал, что очистить его может только Слово Божие, посмотрите Псалом 118:9-11.
Нет более трудного препятствия на пути к послушанию как недостаток желания или намерения; “нерешительные” попытки не приведут к положительному результату. Если мы действительно желаем продолжать ежедневные чтения, например, мы не должны растрачивать наше свободное время по мелочам, и не проявлять должного энтузиазма.
Время от времени в нашей жизни мы сталкиваемся с кризисом в принятии решения, как это произошло с Даниилом (1:5), где он остался отделенным от злого мира, отказавшись вкусить царских кушаний и вина, которые, вполне возможно, приносились в жертву идолам. Имеет ли это значение? Было ли это так важно, если учесть, что их жизнь могла подвергнуться опасности?
Для Даниила (1:8) в этом не было проблемы, – он положил в сердце своем служить Господу Богу, смело сохраняя послушание Ему во всех бедствиях, и победил.
Мы, скорее всего, никогда не будем в подобных драматических обстоятельствах, но каков будет наш ответ, когда наши коллеги на работе или просто знакомые пригласят нас на какое-либо мероприятие, которое по нашим меркам может стать поводом для отхода от наших стандартов поведения? Или, что если появится возможность рассказать о надежде, которая есть у каждого из нас, или возможность обрести снова отпадшего брата! Наши, зачастую спонтанные, решения в этих случаях будут исходить из того, о чем мы помышляем в нашем сердце. Поэтому давайте желать всем сердцем исполнять волю Божью без каких-либо отговорок.
Эти ‘намерения’ (мы можем назвать это управлением нашими желаниями) описаны в Писании, как “расположение сердца”. Ездра “расположил сердце свое” (7:10). Еврейское слово, переведенное как “расположил” означает “быть прямым”. Ездра поставил свои желания в один ряд с волей Бога – очень хороший пример для нас.
Другой пример можно обнаружить, сравнивая результаты расположения сердца Иосафатом с одной стороны и людьми иудейскими с другой. См. 2 Паралипоменон 19:3 и 20:33. Заметьте успех Иосафата достигнутый благодаря тому, что он “обратил лицо (сердце) свое взыскать Господа”, и неудачу людей из-за того, что они не сделали того же. Если мы освободим нашу духовную жизнь от камней преткновения, мы сможем активно стараться ставить божественные желания в нашем сердце на первое место, располагая к этому наши сердца.
Чтобы достигнуть этого, во-первых, желания плоти нужно привести в подчинение, и не допускать им доминировать в нашем теле. В Псалме 50, которого мы уже коснулись, Давид далее говорит: “Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит” [Церковнославянский]. Давид не просто говорит здесь о печали, но о подчинении естественных природных желаний Божьей воле – вот истинное смирение. Мы должны стремиться приучить наши плотские желания, подобно тому, как дрессируют диких животных, чтобы можно было подчиниться Божественной воле.
Божественные стандарты высоки, и никто из нас не может полностью достигнуть их, но чем выше мы стремимся, тем большими будут наши достижения, и наши попытки будут достаточны, чтобы Яхве не обращал внимания на наши недостатки и вменил нашу веру в праведность.
Наше внимание должно полностью остановиться теперь на Господе Иисусе. В Своем учении Он не раз подчеркивает эту тему. Посмотрите на Евангелие от Матфея 15:19 – из сердца человеческого исходят злые мысли (намерения или желания). Наше сердце “лукаво и крайне испорчено”, – сказал пророк.
Далее в том же Евангелии Иисус говорит: “Блаженны чистые сердцем” (5:8). Чистота должна постоянно присутствовать в нашем сердце, если мы благословенны Богом. Давайте попросим вместе с псалмопевцем: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже”.
Позже в этой же главе (ст.27,28) Иисус подводит итог “…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем”.
Итак, что в нашем сердце сейчас, когда мы размышляем над символами? Они говорят нам о любви Отца через принесение в жертву единственного Сына; они говорят нам об Иисусе, который из-за послушания воле Отца отдал Себя, чтобы мы могли получить жизнь вечную.
О Нем сказал псалмопевец: “Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце” (Псалом 39:9). Он был “кроток и смирен сердцем”, подавляя Свои плотские желания. Всё это показано Его жизнью – Он “положил в сердце своем” и, зная, что ожидает Его, “восхотел идти в Иерусалим”, чтобы исполнить там повеление Отца. Когда кризис принятия решения настал в Его жизни (не может быть более тяжелого кризиса), Его слова были такими: “Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет” (Лука 22:42). Итак, Он преодолел, потому что желал всем Своим сердцем видеть Отца прославленным в множестве искупленных мужчин и женщин. Среди них мы желаем найти место для себя, быть оправданными Его жертвой, стараясь следовать Его примеру.
Поэтому давайте в то время, когда мы будем вспоминать эту жертву и провозглашать наше общение с Ним, желать в нашем сердце, подобно Даниилу, не оскверняться. Мы верим в Бога, ибо “Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем” (Псалом 7:11).
Рой Хайфилд (28.01.2001г.)