В Деяниях Апостолов 28 мы читаем о том, как Павел, в конце концов, прибывает в Рим после самого рискованного путешествия в своей жизни. Даже кораблекрушения было недостаточно для того, чтобы охладить энтузиазм этого великого человека, и поэтому сразу же по прибытии в Рим он приглашает для встречи иудеев, живущих в этом городе. Совершенно обычным было для Павла встречаться вначале с иудеями, ибо так происходило и во время его предыдущих путешествий.
В данном случае, мы читаем о том, что Павел был узником в доме, который он арендовал. Однако заключение под стражу никак не могло помешать Павлу в его работе ради Христа. Книга Деяний раскрывает перед нами сцену, описывая его заключение. Но знаете ли вы о том, что в течение двух лет, проведенных в заключении, Павел написал четыре Послания (Филиппийцам, Колоссянам, Ефесянам и Филимону)? Он также принял большое число людей, приходящих к нему, и даже отлучался для обращения семьи Цезаря!
Некоторые из братьев и сестер могут разделить переживания Павла, находившегося под стражей. Таковым слишком хорошо знакомы ограничения, с которыми человек сталкивается в данных обстоятельствах. Остальным же из нас остается только представлять, каково это – находиться в заключении без права на свободу, и молиться за тех, кто в данный момент находится в таких же тяжелых обстоятельствах.
Тем не менее, мы всё же можем повторить опыт Павла в нашей ситуации, и это будет полезным упражнением. Находясь буквально в заключении или нет, мы всё же можем разделить его опыт, так или иначе. Не так давно один брат, страдавший заболеванием рака, сравнивал свое положение с тем, какое испытывают люди в заключении. Он был одним из тех, кто любил путешествовать и посещать других братьев и сестер, а теперь его заболевание оказалось жестокой помехой этому, и он называл свой собственный дом тюрьмой.
Ситуация, в которой находимся мы, совершенно другая. Однако регулярно в течение дня нам нужно выполнять множество различных поручений, так что каждый из нас может чувствовать себя как бы в заключении, пойманным в ловушку обязательствами, не имея минуты свободного времени. Какова бы ни была наша ситуация, каждый из нас может почувствовать себя в ловушке, подобно узнику в тюрьме.
Как мы можем применить опыт Павла в нашей жизни? Его слова, обращенные к общине в Филиппах, помогут нам. Он рассказывает им последние новости о его заключении и предлагает им утешение. Следующий отрывок является только одним примером из множества полезных советов, данных им:
“Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования” (1:12).
Павел предполагает, что всё произошедшее с ним, может послужить к успеху проповедования Евангелия и распространению надежды. Не важно, где он находится, безразлично в каком положении, Евангелие должно быть проповедуемо. Тюрьма, как буквально, так и образно, не остановила бы этого человека. Проявляем ли мы подобное желание выполнять работу, требуемую от нас?
“Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим” (стих 13).
Узы или оковы были очевидны всем, но какова была причина его заключения под стражу, таково было и его желание выполнять работу, требуемую от него. Каждому было известно, кем он был, и во что он верил, поэтому есть основание верить в то, что Павлом были действительно обращены некоторые стражники, содержавшие его в заключении. В Филиппийцам 4:22 Павел пишет: “Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома”.
Разве не могло ли быть так, что проповедь Павла стражникам была настолько эффективна, что даже они были обращены и приняли крещение? Давайте не будем позволять жизненным трудностям быть извинением и причиной невыполнения работы, требуемой от нас.
Одним из поразительных фактов из жизни Павла можно считать тот, что он, кажется, отчаялся в обстоятельствах, в которых находился. Не отчаиваемся ли иногда все мы в трудные времена в нашей жизни, будь то наше здоровье, ежедневное пропитание или наша семья. Иногда мы просто не знаем, в каком направлении идти дальше. Павел написал в своем Послании:
“Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (1:21).
Он говорит буквально, что смерть для него будет приобретением, она будет освобождением от трудностей, с которыми он столкнулся. Чувствуем ли мы иногда, что также желаем освободиться от всех трудностей? Павел продолжает, говоря:
“Влечет меня и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше” (стих 23).
Он колебался в выборе: либо жить ради Христа, либо разрешиться и воссоединиться с Христом в воскрешении, что было гораздо лучше, по его мнению. Его смерть будет означать освобождение от всех трудностей, каковыми они ни были, и это кажется, несравненно лучше. Тем не менее, Павел продолжает, говоря:
“А оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась чрез меня, при моем вторичном к вам пришествии” (стихи 24-26).
Продолжать жить, мирясь с трудностями, было “нужнее” для тех, кому он писал. Он должен был нести ношу ради других, не для себя! Зная, что именно это он должен был сделать, Павел решает продолжать жить, чтобы, поступая так, он мог помогать другим и укреплять их веру.
Как мы можем показать подобный пример в нашей жизни, и какие действия мы можем предпринять, чтобы помочь нашим братьям и сестрам повсюду? Каждый может найти способ сделать что-то ради других. Это может быть помощь своими действиями, помогая другим хотя бы нашим присутствием. Возможно, это будет исполнение данного кому-то обещания, зная, что это пойдет на пользу другим. Это могут быть простые слова ободрения о надежде, разделяемой всеми нами.
Какова бы ни была ситуация, если мы спрашиваем себя: какова может быть наша помощь, мы всегда должны думать о нуждах других и как мы можем помочь им нашим участием, вместо того, чтобы думать, какую пользу для себя мы можем извлечь. Пример Павла демонстрирует, как мы должны ставить нужды других выше наших собственных.
Мы не можем быть уверены в том, что Павел был освобожден из заключения в Риме, хотя существует достаточно доказательств тому, что он мог совершить путешествие еще один раз. Мы можем быть уверены в том, что Павел смотрел на свое время, проведенное в заключении, как на возможность продолжать работу, к которой был призван, и он продолжал это делать с непрекращающимся энтузиазмом.
Являемся ли мы узниками буквально или образно, мы можем разделить опыт Павла, как и опыт Христа. Павел описывает себя как “узник Иисуса Христа”, подразумевая, что он был узником из-за его веры и ради своей веры.
Христос установил для нас величайший пример – как быть узником, образно, ибо Его жизнь была полностью посвящена исполнению воли Своего Отца, а не подчинению искушениям, которым Он подвергался ежедневно. Он был также и узником буквально, ибо был схвачен и пленен властями, претерпел страдания и последующую смерть. Спрашивал ли Христос когда-нибудь о том, почему Он должен претерпеть такие страдания, помышлял ли Он о Своих нуждах?
Давайте помнить, что Иисус Христос ставил наши нужды на первый план и добровольно отдал Свою жизнь, пережив все существовавшие трудности, чтобы каждый из нас мог иметь надежду на вечное спасение. Марк в своем Евангелии пишет:
“Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою ради искупления многих” (10:45).
Христос заплатил выкуп, ценой собственной жизни, чтобы мы могли быть освобождены от приговора, под которым все находились. Давайте быть искренне благодарны за этот удивительный подвиг, за всё, что Он сделал, отдавая Свою жизнь ради нас.
Джереми Кирби (12.11.2000г.)