Библейские чтения: 1 Паралипоменон 15.
Существует заметная разница в том, как Давид переносит ковчег Божий в 1 Паралипоменон 15 в сравнении с его попыткой сделать это, описанной ранее в главе 13. Разница эта, возможно, будет лучше заметна употреблением слова ‘приготовил’ в стихах 1 и 3, которое хотя и относится к подготовке Давидом лишь места для ковчега, в то же самое время суммирует всё то, что Давид сделал на этот раз и что не сделал раньше, т. е. подготовился.
Вся пятнадцатая глава изобилует чувством тщательно проведенной подготовки, и не только самого места будущего нахождения ковчега, но и всей церемонии переноса его, а также приготовления для этой цели левитов. На этот раз Давид был абсолютно уверен, что не будет никаких промахов и упущений или несчастий, связанных с пренебрежением повелений Божиих. Он сам лично проинструктировал левитов на предмет освящения себя перед выполнением возложенной на них задачи, “ибо, как прежде не вы это делали, то Господь, Бог наш, поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно” (стих 15). Несмотря на все сделанные приготовления, энтузиазм, связанный с этим событием, присутствующий в главе 13, не иссяк, в этой новой попытке внести ковчег Божий на его постоянное место: радовались люди, радовался и сам Давид. Здесь, в сходствах и различиях между главами 13 и 15 мы имеем главный урок, который выучил Давид, и который, в свою очередь, должны выучить и мы.
В главе 13 попытка Давида перенести ковчег Божий в Иерусалим отмечена большой долей энтузиазма, что совсем не удивительно для такого рода предприятия, и что к тому же было на сердце у Давида. В конце концов, Псалом 131:3-5 сообщает нам о клятве Давида: “Не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища Сильному Иакова”. Тем не менее, когда транспортировка ковчега была произведена неправильно, и произошло несчастье с Озией, Давид понял то, что одного голого энтузиазма совершенно недостаточно для того, кто желает должным образом приблизиться к Богу.
Поэтому в главе 15 этот энтузиазм стоит в строгом осознании и подчинении тому пути, которым Бог заповедал приближаться к Нему, и строгому соблюдению Его заповедей. И как результат Бог щедро благословил старания Давида; как говорит нам стих 26: “Бог помог левитам”. Итак, Давид осознал теперь, что энтузиазм и рвение в служении Богу должны идти нога в ногу с желанием служить Ему правильным и должным образом.
Этот принцип мы находим и в других местах Писания. Так Иисус Навин в своей прощальной речи завещал народу (24:14): “Итак, бойтесь Господа, и служите Ему в чистоте и искренности”. Одной искренности не достаточно самой по себе, но также не достаточно и одной чистоты. Они должны идти вместе – Богу должно служить как с должным рвением и усердием, так и тем путем, которым Он требует.
Господь Иисус провозглашает ту же идею, в точности на том же месте, сотни лет спустя, когда говорит женщине самаритянке у колодца следующее: “Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Иоанн 4:23,24). Иисус говорит женщине, что только одного искреннего желания служить Богу еще не достаточно, нужно делать это еще и в истине.
Итак, принцип этот должен строго соблюдаться и нами: когда мы стремимся служить Богу, мы должны соизмерять нашу искренность и энтузиазм с осознанием того, как правильно это делать в соответствии с Его требованиями. Вот почему такое большое значение имеет ежедневное чтение Библии, ибо это вооружает нас знаниями повелений Божьих, а также возбуждает наш энтузиазм, когда мы видим, что Бог сделал для нас. Не зная повелений и требований Божьих, мы можем подвергнуть себя опасности повторить ошибку Давида: наше рвение в служении Ему может оказаться, в конце концов, совсем неугодным Ему.
Обратное также истинно, и Писание приводит примеры, когда люди делали всё строго по Закону, но их дела не принимались Богом из-за их неверного отношения (они служили в истине, но не по духу, т. е. не искренне). Сам Давид приводит хороший пример этому в Псалме 50:18-21, когда после греха с Вирсавией осознает, что его жертвы, хотя и принесенные в строгом соответствии с Законом, совершенно напрасны, пока нет должного душевного настроя: “Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже… тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов”. Только когда Давид приходит к Богу с полным осознанием своего греха, его жертвы в соответствии с Законом становятся приемлемыми.
Иисус укорял книжников и фарисеев в непонимании этого принципа следующим образом: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять” (Матфей 23:23). Жизнь книжников и фарисеев характеризовалась точнейшим, до малейших деталей, исполнением Закона. Тем не менее, это исполнение Закона было неправильным по духу, ибо не содержало таких важнейших элементов при служении Богу, таки как: суд, милость и вера.
Все эти примеры вооружают нас знанием главного принципа служения Богу – сведение воедино как нашего усердия, так и необходимости поступать в соответствии с Его требованиями. Этим принципом мы должны руководствоваться в повседневной жизни и особенно на собраниях, когда в хлебе и вине вспоминаем мы смерть Господа. В 1 Коринфянам 11:28 Павел говорит: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей”. Так и давайте поступать, глубоко анализируя все наши помыслы. Присутствуем ли мы на собрании только из чувства долга, не имея к этому внутреннего настроя, или, наоборот, на одном энтузиазме, пренебрегая требованиями служения Богу, как этого желает Он? Ни то, ни другое не должно преобладать, но должно идти вместе – и дух и истина, – вот что благоугодно Богу.
Несомненно, тогда Он примет наше служение. Обо всем этом прекрасно сказано у пророка Михея:
“С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей? О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим” (Михей 6:6-8).
Вот в чем состоит служение Богу в духе и истине.
Марк Виттакер (01.10.2000г.)