Мы знакомы с идеей о том, что после произнесенных Богом слов следуют действия. Возможно, сразу на ум приходит случай, записанный в первых стихах книги Бытие. В третьем стихе сказано: “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет”. Тот же процесс продолжается и при испытании творений. Иисус пришел, чтобы показать нам Отца, как нам сказано в Евангелии от Иоанна: “Видевший Меня видел Отца” (14:9). Поэтому неудивительно, что после произнесения Иисусом слов следуют действия.
Марк устанавливает этот принцип в первой главе своего Евангелия, что как раз мы прочитали сегодня. В сороковом стихе нам показан человек, страдающий проказой, который пришел к Иисусу и попросил излечить его. В следующем стихе сказано, что Иисус прикоснулся к нему и разговаривал с ним. Далее следует стих 42, который более всего помогает нам разобраться в происходящем: прикосновение не помогло, но “после сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист”.
Слово, переведенное здесь как “слово”, взято из греческого эпоса, и является глаголом, который употребляется только в прошедшем времени. Заметьте, что излечение в данном случае произошло после того, как Иисус произнес слова. Греческое слово среди множества значений содержит идею “команды, приказа”, то же самое верно и для еврейского языка – слово “амар” используется в Бытие, глава 1.
Матфей описывает тот же случай и снова представляет прикосновение и последующую команду: “очистись” (Матфей 8:2,3). Излечение следует непосредственно после Божьих слов; Иисус говорит и все исполняется – всё это дает каждому из нас уверенность в будущем. В установленном Царстве, мы убеждены, Божие слово будет исходить из Иерусалима:
“И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима” (Исаия 2:3).
Иисус показывает нам могущество слов Отца и в других эпизодах, например, при благословении пищи для насыщения народа или усмирения бушующего моря.
Интересно отметить, как Святой Дух понуждает писателей Нового Завета использовать греческий эпос вместо альтернатив. Марк также понуждается остановить свой выбор на этом, как записано в 12:12. Глава 11:27,28 говорит нам о том, что к Иисусу подошли священники, фарисеи и книжники, спрашивая какой силой Он совершает свои чудеса. Вместо того, чтобы дать им прямой ответ, Иисус задает им вопрос относительно Иоанна Крестителя, и затем (глава 12) рассказывает им притчу о винограднике (стихи 1-11):
“И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших?”
Слова были понятны, но они не понравились тем, кому были сказаны: истину всегда трудно принимать. Иисус устанавливает для всех, включая и Себя Самого, очень высокие стандарты. Мы отметили ответ тех, кто слышал Его слова, но что же мы, кто читает эти слова?
Примечательно, что всегда, когда Иисус предсказывает будущие события, Он постоянно использует выражение “Сын Человеческий”. И подобные предсказания Своей судьбы, Своего унижения или возвеличивания, также касаются неким образом и судьбы Его последователей. Он редко упоминает о своем будущем без похожих утверждений относительно тех, чье будущее переплетено с Его будущим.
В Евангелии от Марка, глава 8, мы имеем исповедание Петра в Кесарии Филипской, к этому времени стало ясно, что основная масса иудеев не приняла и отвергла Его учение. С этого момента все Его проповеди проводились не публично, но в кругу апостолов: не Израиль составлял ядро Царства. До этого момента титул Христа – “Сын Человеческий” появлялся только в контексте Божьего авторитета. Теперь же он встречается в другом контексте; в одном из которых Он говорит о последствиях Его отвержения. Три раза Он говорит о смерти, ожидающей Его. В Мк.8:31 Он говорит ученикам, что должно произойти с Ним в ближайшем будущем; с Тем, которого они познали, как “Христа, Сына живого Бога”:
“И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть”.
Данное предсказание о Его страданиях, очевидно, расходилось с их представлением о Мессии; и далее в стихе 34 следует утверждение о том, что всякий желающий быть учеником Христа должен быть готовым взять свой крест. Апостольство является синонимом страданий и жертвоприношения. В следующих стихах мы читаем о том, что всякий сберегающий эту жизнь потеряет ее, а всякий потерявший жизнь ради Христа обретет ее, и приобретение целого мира не компенсирует потерянной души.
Следующее предсказание можно обнаружить в 9:31, где прослеживается та же основная тема: во-первых, приводится пророчество о Его смерти и воскресении: “Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет”. А далее снова следуют слова, касающиеся ответственности учеников, адресованные тем из них, которые в этот момент спорили о том, кто из них будет больше в Царстве. В противовес их представлениям о величии, они услышали, что всякий, “кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою” (ст.35). Снова основную тему можно обнаружить в главе 10, где, после описания положения учеников, Иисус делает точное предсказание о том, что случится в ближайшем будущем:
“Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет” (ст.33,34).
Это довольно детальное описание событий, которые произойдут после Его ареста. Как и в других предсказаниях Своей неминуемой смерти, данному предсказанию предшествует учение Иисуса о положении и ответственности учеников, точное исполнение которого позволит Иакову и Иоанну воссесть рядом с Ним в Его славе, и Его ответ состоял в том, чтобы они были готовы испить из той же чаши и креститься тем же крещением. Он завершил словами:
“Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (ст.43-45).
Видение Даниила предсказало, что Сын Человеческий получит владычество и славу, и все народы будут служить Ему. Но Иисус, благодаря Своей проницательности, осознал более глубокое значение пророчеств Ветхого Завета; значение, которое спутало все иудейские ожидания о Мессии, и позволило Его ученикам перевернуть все земные представления о величии и славе.
Пол Уоссон (6.08.2000г.)