Тринадцатая глава Евангелия от Марка содержит множество признаков и предзнаменований, показывающих людям Христовым, что история подходит к своему концу, к своему завершению. Они призваны взглянуть выше всех несчастий и невзгод, которые обрушатся на Иудею, на церковь и на весь мир в период пика человеческой истории; на пришествие Сына Человеческого и собирание избранных к Нему.
Признаки, описанные Господом Иисусом, не могут удовлетворить наше любопытство относительно будущего; фактически, может показаться, что Он разочаровывает, обращая внимание только на определенные мировые события, указывающие на конец. “Ибо надлежит сему быть, но это еще не конец”, “это – начало болезней”. Он не обрисовал нам точную последовательность будущих событий. Его описание событий конца усеяно увещеваниями; увещевание не быть обманутыми, не быть обеспокоенными, следить за собой и более всего – бодрствовать.
Примечательно, как часто встречаются подобные выражения, потому что эти предупреждения являются основной целью данных рассуждений, а предсказания здесь только помогают им. Не так важно для последователей Иисуса, что произойдет в мире, но их способность правильным образом отреагировать на эти события.
Елеонское пророчество указывает на будущее; на период времени между первым и вторым пришествием Христа. Хотя оно и говорится на кануне Его ареста, кажется, рассуждения не включают события ближайшего будущего. Отправная точка находится дальше их. Поэтому здесь не предсказано о страданиях и смерти, которые должны были предшествовать Его славе. Он Сам появляется в пророчестве в его самом конце. Однако, читая между строчек, мы можем обнаружить несколько ясных намеков на события, которые вот-вот должны будут произойти: арест, суд, убийство Господа и рассеяние Его последователей. Существует тонкая связь между Елеонским пророчеством в Евангелии от Марка 13 и пророчеством 14-16 глав, имеющими общие фразы и ситуации. Одно должно быть прочитано в свете другого, ибо непродолжительные страдания Христа будут иметь свое отражение в будущих страданиях Его народа. И данные предупреждения и увещевания применимы более к апостолам, нежели к тем, кто придет после них. Но последующие события явно указывают на неудачу апостолов следовать инструкциям, которые они совсем недавно получили.
Глава 13 рассказывает о судьбе Храма в Иерусалиме, а последующие главы повествуют о страданиях Того, кто был истинным Храмом Божьим. В начале 13 главы мы видим учеников, восходящих на гору Елеонскую, где Иисус предсказывает разрушение Храма, что не останется даже камня на камне. Однако это повествование заканчивается предсказанием возвращения Сына Человеческого и собиранием всех избранных к Нему. В 14:26 апостолы еще раз восходят на гору Елеонскую, но теперь они слышат предсказание о том, что Пастырь будет поражен, а овцы рассеются. Здесь Господь предсказывает уничтожение Храма, а во время Его осуждения вышли лжесвидетели, говоря, что слышали, как Он грозил разрушить Храм:
“Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный” (14:58).
В самом деле, этот земной храм был обречен на разрушение, и никогда не будет восстановлен, когда истинный и духовный Храм Его тела был явно уничтожен людьми, Он воскрес к жизни через три дня. Апостолы слышали, как Господь говорил об их будущем, когда они будут преданы суду людьми и убиты за Имя Господне:
“Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними” (13:9).
На следующий день Его Самого поставили пред Каиафой, Пилатом и Иродом за Евангелие, которое Он проповедовал. Согласно Его пророчеству Его люди должны будут столкнуться со своей собственной Голгофой. Апостолы могли стоять со своим Господом уже тогда, но они избежали этой возможности тогда, в Гефсимании. Пик Его допроса перед первосвященником наступил в тот момент, когда Он сказал Своим обвинителям, что “вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных” (14:62) – утверждение, которое влекло смертный приговор за богохульство. Пророчество, достигшее своего пика в предыдущих главах, является подобным предсказанием событий, которые обозначат приближение конца мирового порядка:
“Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба” (13:26,27).
Его Пророчество и Сила начинаются на трагической ноте, но заканчиваются на триумфальной. После описания будущего Своим апостолам и увещеваний о том, как реагировать на события, которые произойдут в будущем, Господь произнес заключительную проповедь:
“Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте” (стихи 35-37).
В этих словах более чем в каких-либо других мы видим указание на их исполнение, как в ближайшем будущем, так и в перспективе. Они обращены к апостолам, но не только в том, что те должны проводить свою жизнь, бодрствуя, как и должно быть; но также и в том смысле, что эти четыре периода деления ночи (четыре стражи) будут предвидеть описанные события благодаря данной Иисусом хронологической последовательности событий. Поступая так, они усвоили бы урок этого стиха, но в каждый из этих периодов апостолы потерпели неудачу и не смогли уделить должного внимания проповеди их Учителя.
Вечером после последней вечери они вышли в Гефсиманский сад, и там Господь просил их бодрствовать, пока Он молился, но после возвращения Он нашел их спящими. Ангелы, а не апостолы, пришли и укрепили Его. Около полуночи Он был арестован, а апостолы испугались и оставили Его в руках врагов. Еще до пения петухов Петр предал Господа трижды (14:68). Рано утром Иисус был приведен к первосвященнику, но предстал перед ним в одиночестве. Затем они имели еще одну возможность прислушаться к Его словам; “рано утром” женщины пришли к могиле, но, увидев ее пустой, они не возрадовались, но ужаснулись.
В каждую ночную стражу ученики, можно сказать, ‘задремали’, их ошибка стала еще сильнее благодаря предшествующим указаниям. Мы также Его ученики, и можем ли мы утверждать, что, находясь на их месте и в подобных обстоятельствах, мы поступим не так как они? Мы не были в Гефсимании, но Господь дал каждому из Своих учеников выполнить Свое задание и возложил на них определенную ответственность, пока Он еще не вернулся. Слова, обращенные к апостолам, также относятся и к нам, и каждый читающий эти слова должен решить для себя, как исполнить их. “Бодрствуйте” – приказ Господа, и он не просто означает следить за событиями на политическом горизонте, но бодрствовать в наших жизнях, в нашем сердце, в степени нашего посвящения Его Евангелию.
Однако как часто мы спим, в то время, когда должны бодрствовать; позволяем себе спать, когда можем совершить много ради Его имени; стоим поодаль, когда можем помочь в Его работе или молчим, когда можем свидетельствовать. Ученики разочаровали Господа тогда, и продолжают делать это сейчас; но Он не разочаровывает Своих людей. Ибо ради Своих овец Пастырь положил Свою жизнь, и сделал это без сожаления, когда столкнулся с враждебными и безжалостными насмешками Его врагов. И всё это ради того, чтобы была возможность воскресить Своих людей из могилы и собрать их к Себе, когда Сын Человеческий придет в славе в конце дней. Давайте же уделим должное внимание Его словам, обращенным к ученикам, чтобы при Его появлении, Он не нашел нас спящими: “А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте”.
Пол Уоссон (20.08.2000г.)