Дар слышать – очень важный дар. Звуки, достигающие нашего уха, чудным образом преобразовываются и достигают чувствительных областей нашего мозга. Мы также используем глагол “слышать” в значении уделять внимание тому, что мы услышали. Иисус сказал: “Кто имеет уши слышать, да слышит!” (Матфей 11:15; Марк 4:9 и др.). Он просил слушающих отметить и действовать согласно тем урокам, которые Он преподнес им.
Печально, но там присутствовали некоторые, которые не желали “слышать”. Дело не в том, что они были глухими, но они отвергали сказанное Иисусом. Как писали пророки: “Это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня” (Исаия 30:9). “Я говорил тебе во время благоденствия твоего; но ты сказал: ‘не послушаю’. Таково было поведение твое с самой юности твоей, что ты не слушал гласа Моего” (Иеремия 22:21).
В нашем сегодняшнем чтении Исаии мы видим, что пророк относит себя к категории людей, жаждущих слышать и действовать по Слову Божьему. “Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтоб Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтоб Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад” (Исаия 50:4,5).
“Пробуждение” здесь – это то, как Всемогущий воздействует на слух Своего слуги. Другие места, в которых используется данное слово и переводится по-другому, помогают нам понять его значение. Например, в книге Второзаконие 32:11 мы читаем, что: “Орел вызывает гнездо свое…” здесь “вызывает” то же самое слово, как и в отрывке: “Тогда Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского…” (1 Паралипоменон 5:26). Во 2 Царств оно переведено как “воздвиже [Церковнославянский]”, когда “Авесса, брат Иоава… воздвиже копье свое на триста язвеных” (23:18). Ясно из контекста, что Авесса не только воздвиг свое копье, но использовал его по назначению, нанеся противнику большой урон.
Повторение подчеркивает одинаково, что Господь делает и как Он делает, а Он “пробуждает и пробуждает ухо мое”. Несомненно, это должно означать, что Он взывает к Своим слугам постоянно. Нам известна необходимость в этом, потому что мы плохие слуги. Нас нужно хорошенько встряхивать постоянно, потому что мы склонны поддаваться давлению окружающего нас мира. Не замечаете ли вы, что если не уделять постоянного внимания ежедневному чтению Библии и вещам, касающимся Истины, то накопленные драгоценные знания быстро улетучиваются? Наши ежедневные чтения являются большой помощью в этом отношении, также как и возможность выражать наши мысли, которые горят внутри нас.
Пророк не останавливается на этом. Он продолжает: “Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад” (Исаия 50:5). Возбудив свой слух, пророк говорит, что Бог “открыл” его. Постоянное подчеркивание слышащего уха само по себе является уроком для нас. Мы должны уделять внимание словам, которые читаем. Библия в наших руках – это открытое слово и наш путеводитель во всех вопросах. Когда мы читаем Библию, мы “слышим” Божье слово. Слова поучения и руководства для научения и для исполнения.
Данный отрывок в книге Исаии является частью пророчества об Иисусе, как слуге. Оно подходит к своему пику в главе 53, описывая жертвоприношение нашего Господа, которое мы вспоминаем сегодня. Если мы увидим, как эти слова, прочитанные нами сегодня, применимы к Иисусу, мы также сможем увидеть, как они применимы и к нам. Ранее пророк говорит о том, что ему был дан “язык мудрых”. Мудрость постигается из путей Божьих.
Это образ речи самого пророка. Человек действует и говорит согласно тому, что находится в его разуме. Подобный язык используется и в отрывке, описывающем то, как Учитель оказал влияние на апостолов. Мы являемся апостолами Господа Иисуса, и Его учение оказывает влияние на слова, произносимые нами.
Псалмопевец сказал: “Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца” (Псалом 44:2). Устаревшее слово “излилось” встречается в Библии только в данном отрывке и обозначает “продолжать двигаться или встряхивать”. Его сердце, все помыслы его жизни, были встряхнуты “словом благим”, которое было пророчеством о грядущем Царстве и о работе, которую проделает Иисус.
Мы также обладаем слышащими ушами, если уделяем внимание словам Божьим, содержащим добрые вести, и в результате, как Петр и Иоанн, “…мы не можем не говорить того, что видели и слышали” (Деяния 4:20). Можем ли мы последовать за ними?
Пророк Исаия продолжает, говоря: “чтоб Я мог словом подкреплять изнемогающего”. Здесь описывается возможность сказать что-нибудь подходящее любому человеку, которого мы встретим в течение дня; и не только с сочувствием и содержательностью, но и с необходимым отношением ученика Иисуса, показывая это в нашей речи каждый раз.
Иисус сказал: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Матфей 11:28-30). Его слова подчеркивают Его пример. Он был “кроток и смирен сердцем”, и наше стремление следовать за Ним включает и данный аспект Его жизни. Точность при объяснении слова существенно необходима, но тот образ, как мы говорим гораздо важнее. Мы не можем быть довольными или самоправедными в нашей речи, мы должны быть кротки и смиренны сердцем.
Это слово ученика, познавшего Истину, который показывает своей речью, что он или она находится с Иисусом. Мы подобны Ему, когда произносим “слово, подкрепляющее изнемогающего”. Конечно же, мы произносим слова утешения естественным образом. Псалмопевец написал о конце времени пленения в Вавилоне: “Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; тогда между народами говорили: “Великое сотворил Господь над ними!” Великое сотворил Господь над нами: мы радовались” (Псалом 125:1-3). Он пишет таким образом, что его слова заставляют нас вспомнить времена, когда: “пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима” (Исаия 2:3).
Теперь, когда мы сконцентрируемся на великой жертве Господа Иисуса, мы сознаем, что Его слова были сказаны с любовью. И мы уделяем большое внимание Слову Господа, когда пытаемся быть более похожими на Него, и стараемся иметь “ухо слышащее”. За этим последует готовность рассказать, что Господь сделал для нас, и почему мы счастливы. Слова истины изольются из нашего кроткого и смиренного сердца таким образом, что окажут поддержку и помощь всем.
Филип Рассел (25.06.2000г.)