В настоящее время мы знакомимся с посланиями возлюбленного апостола Иоанна, в которых он обращается к нам своим собственным неподражаемым образом. Первый век подходил к своему концу, когда Иоанн писал эти послания, и сам он уже был глубоким старцем, последним оставшимся в живых апостолом, который сопровождал Иисуса в течение трех с половиной лет Его служения.
Читая его послания, мы чувствуем нежное и любящее влияние, оказанные ему Господом, и вспоминаем, как Иисусу в ранние дни Его проповеднической деятельности приходилось обуздывать нрав и энтузиазм, как самого Иоанна, так и его брата Иакова (Лука 9:51-56). Так же и Марк в своем Евангелии называет этих братьев “сыны громовы” (3:17). Обоим братьям еще предстояло учиться на примере Господа Иисуса, в особенности Иоанну, как ученику “которого любил Иисус”, и время, проведенное им с Иисусом, не прошло для него даром, что и видно из его посланий.
В своем третьем Послании Иоанн называет себя старцем и адресует свое письмо “возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине”. Такое обращение указывает, как высоко ставил Иоанн Гаия, ибо оба этих брата были породнены одним духом в своей работе для Христа, и мы обнаруживаем тесную связь и любовь между ними. Основа их союза – истина, что видно из первых строк: “которого я люблю по истине”. Это показывает нам в чем состоит дух истинного общения – союз одной цели и стремление, или как выражается Павел: “сердца их, соединенные в любви… для познания тайны Бога” (Колоссянам 2:2).
К сожалению, тем не менее, нужно признать наличие в церкви людей, которые сеют раздоры между братьями, и в своем Послании Иоанн упоминает по имени одного такого “брата”; имя ему Диотреф (3 Иоанна 9). Сразу вспоминаются слова апостола Павла из его предупреждения ефесской церкви: “Ибо я знаю… из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою” (Деяния 20:29,30).
Обратите внимание на слова “из вас самих”, что как раз и видно из Послания Иоанна: “я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас”. Из этого стиха очевидно, что Иоанн посылал письмо еще ранее, но оно было перехвачено и его содержание не было сообщено братьям и сестрам.
Иоанн был очень расстроен поведением этого брата, который захватил лидерство в церкви, не довел до братьев содержание его письма и не имел никакого уважения к апостолу Господа. Сознавая серьезность создавшегося положения, Иоанн обращается к верному Гаию помочь в сохранении единства церкви. Из стихов 2-6 третьего Послания Иоанна видно, как высоко ставил Иоанн этого брата.
“Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности… возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников”. Иоанн недаром выбирает этого брата, ибо кто как не он может противостоять влиянию Диотрефа и восстановить нормальные отношения в церкви.
Иоанн не в состоянии посетить церковь в самое ближайшее время и, сознавая что Гаию трудно справиться с проблемой в одиночку, советует ему взять в союзники Димитрия (стих 12), о котором хорошо отзывается не только сама церковь, но и люди не состоящие в ней. Опять на память приходят слова апостола Павла: “Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних” (1 Тимофею 3:7).
Можно не сомневаться, что под руководством Иоанна Гаий в союзе с Димитрием сделают все, что в их силах, для сохранения единства общения в церкви. Мы вспоминаем слова пророка Амоса (3:3): “Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою”. И здесь два брата едино ходящие в истине успешно решат проблему, возникшую в церкви, в чем апостол Иоанн не сомневается.
Посетил ли Иоанн эту церковь, как он намеревался, мы не знаем. Нужно не забывать, что Иоанн был уже старым человеком, и путешествие в те дни не было легким делом. Но то, что он намеревался это сделать, ясно из следующих слов: “А надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам” (стих 14).
И если апостол действительно встретился с Гаием и Димитрием, какие мысли приходят в голову при воображаемой нами встречи, когда мы рисуем в уме горячие объятия этих братьев и радостную встречу апостола церковью. Положение дел в церкви требовало срочного вмешательства. Брата, стремящегося первенствовать в церкви, нужно было укорить и указать на его недостойное поведение; ибо как писал апостол Павел “почитайте один другого высшим себя” (Филиппийцам 2:3). Гаий и Димитрий с их твердостью в вере и истине – хороший пример для нас.
Особо стоит тот факт, что апостол Иоанн полностью доверял Гаию, в котором видел брата, неподверженного никаким колебаниям относительно истины, несмотря ни на какие проблемы и трудности, стоящие у него на пути. Как для Гаия, так и для Димитрия, жизнь заключалась в обращении к вещам вечным; и любовь небесного Отца во Христе была главным стимулом их жизни.
Господь Иисус оставил нас совершенный пример, когда “уничижил Себя Самого, приняв образ раба” (Филиппийцам 2:7), кульминацией чего было мытье ног Своим ученикам. Господь хорошо знал сердца Своих учеников, когда совершал эту самую унизительную работу, которая отводилась рабам и слугам. И по окончании ее Он сказал им, как говорит и нас сегодня: “Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу” (Иоанн 13:14).
Хотя Иисус есть наш Господь и Учитель, Он не стремился первенствовать и показал Своим примером, что каким бы презрительным ни был в глазах людей Его поступок, Он с готовностью принимается небесным Отцом. Позднее Иисус поднимает нас еще на одну ступень в признании наших самых близких отношений с Ним:
“Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Иоанн 15:14,15).
Из этих слов Господа мы черпаем большое одобрение, ибо быть названным друзьями Иисуса есть нечто такое, что стоит превыше всего; мы знаем, что сделал для нас Господь, и что Он еще сделает через любовь и милосердие Отца, пребывающие в Нем.
Давайте же со смиренным сердцем и разумом обратимся к символам – хлебу и вину – и вспомним Того, кто:
“Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Филиппийцам 2:8).
И теперь “Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство” (Колоссянам 1:18).
Это первенство дано Ему Отцом. “Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени” (Филиппийцам 2:9).
Господь Иисус, которого мы сегодня вспоминаем, есть наш Господь, Учитель, Слуга и Друг, поэтому будем стараться подражать Его примеру и да будет каждый из нас в простоте сердца ставить “один другого высшим себя”.
Кен Сандерс (18.06.2000г.)