Насколько хорошо вы знаете Бога? Вопрос этот, наверняка, не встает так часто перед нами, а для критян, кажется, даже и не возникал (Титу 1:16). Апостол Павел, однако, не был убежден, ибо из его послания Титу видно, что их утверждения о знании Бога явно противоречат образу их жизни. Знание Бога это не просто знание академическое или абстрактное, но скорее не прекращающийся процесс развития характера, подобного Богу, перевод веры в дела.
Павел развивает эту тему – о связи веры и дел – повсюду в своем послании Титу. В самом начале, например, видно, что знание Истины ведет к благочестию; а 8 стих 3 главы напоминает нам, что “уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам”. Опять, эти две стороны единого целого связываются у апостола и в его совете молодым женщинам, поведение которых не должно вызывать у окружающих хулы на Бога (2:3-5); подобным же образом и слуги должны быть верными своим господам, дабы “во всем быть украшением” (2:10).
Здесь важный урок для нас – вера и дела неразделимы. Наша вера должна быть основанием, на котором должна строиться вся наша жизнь. Если мы действительно знаем Бога и желаем быть с Ним в близких отношениях, мы должны строить нашу жизнь в соответствии с Его требованиями: “по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы” (1 Петра 1:15). Благочестие – одна из центральных тем послания Павла Титу.
Одна из сторон благочестия, которую Павел выделяет особо, касается речи. Например, в стихе 3 второй главы говорится, что пожилые женщины не должны быть “клеветницы”, и верующие увещеваются “никого не злословить” (3:2). Это ударение на речи возможно и не удивительно, так как многие из проблем, встававшие перед церквями, казалось, возникали от “пустословов… каковым должно заграждать уста” (1:10,11). Слово “клеветницы” в оригинале “диаболос”, которое повсюду переводится как “диавол”. Это так легко сплетничать и обливать грязью людей, и требуются усилия особого рода, чтобы ставить людей выше и лучше себя и использовать язык для поощрения и одобрения других. Языком можно и наставлять, но можно и уничтожить, как предупреждает Иаков: “Язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает” (Иакова 3:5). Даже ненамеренно, в беседе или разговоре, что само по себе и не преступление, мы можем оскорбить других. Нам следует удаляться от “глупых состязаний… и споров и распрей” (3:9). Мы должны быть в речи осторожными и сдержанными и не забывать, что “золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично” (Притчи 25:11).
Сдержанность должна, конечно, присутствовать во всех сторонах нашего поведения и пропагандируется как требуемое качество епископов или старейшин. Павел оставил Тита на Крите для того, чтобы он “довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров” (1:5). В своем послании Павел особо перечисляет качества, необходимые для ищущих этой должности, объясняя что “епископ должен быть непорочен… не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбив” (1:18). И далее: “благочестив, воздержен” (1:8).
Во 2 главе те же принципы применяются Павлом в отношении старцев; он советует Титу учить их степенности, целомудренности, терпению. То же относится и к молодым членам церкви. В притче 25:28 нам говорится: “Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим”. В противовес такой характеристики в притче 16:32 мы читаем: “Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города”. Иногда мы теряем контроль над собой только из-за того, что забываем – у Бога все под контролем. Доверяя Ему, мы сводим любую стрессовую ситуацию до минимума. Вещи этого мира не имеют большой важности, и, помня об этом, мы легко можем выйти из ситуации, заставившей нас потерять над собой контроль. Вспоминая ту великую милость, оказанную нам через Господа Иисуса, мы осознаем ответственность, возложенную на нас и распространяем наше прощение и любовь к другим людям, даже если чувствуем себя обиженными ими.
Идея обуздания своего духа одна из основных идей последователя Христа. Природой в нас заложена тенденция, направленная на поиски благ этого мира, на удовлетворение своих потребностей пусть даже за счет других. Мы должны постоянно подавлять эту тенденцию, чтобы быть святыми со всех сторон нашего поведения и жить благочестивой жизнью.
Об этом Павел пишет повсюду (1 Коринфянам 9:24-27). Представив необходимость участия в гонках за получением венца нетленного, Павел меняет метафору на другую, используемую при описании кулачного боя: “Бьюсь не так, чтобы только бить воздух. Но усмиряю и порабощаю тело мое…”. Павел не сражается с другим противником, но скорее сам с собой. Схватка направлена против его собственных грешных наклонностей, и он понимает необходимость избавления от них.
Обратите внимание как Павел заканчивает вышеприведенный стих – “…дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным”. Стараясь обуздать самого себя, Павел ожидает получения (в награду) венца нетленного. Он желает быть частью особого обетования Божьего и напоминает об этом Титу (2:13). А в стихе 14 объясняет, что это обетование стало возможным только благодаря искупительной жертве Христа, который, о чем мы не должны никогда забывать, прожил Свою жизнь постоянно контролируя Себя, не позволяя плотским похотям взять верх над Собою. Он знал, что Ему не позволительно уступить соблазну, а это требовало огромного самообладания.
Господь Иисус представляет собой непревзойденный пример самодисциплинированности. Испытывая огромное желание отмести от Себя ложные обвинения Своих врагов, Он все же сохранял молчание, сознавая, что Ему необходимо принести Себя в жертву, подвергнув Себя при этом невыразимым страданиям и позорной смерти: “Он истязаем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” (Исаия 53:7). Об этом же читаем у Петра: “Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному” (1 Петра 2:23).
Господь Иисус близко знал Своего Отца, и открыл Его божественный характер через Свою жизнь. И подобно Ему, мы должны устремить наши взоры на вещи Божии, чтобы научиться держать под контролем наши плотские инстинкты и, встречаясь с искушением, иметь знание, как нам поступить. Со временем, мы научимся обуздывать свою речь и поведение, по мере все более глубокого познания Бога через Его слово; и по мере взросления мы становимся способными смотреть с радостью и уверенностью вперед на венец нетленный, когда милостью нашего небесного Отца получим ожидаемое спасение и разделим истинное общение с Ним.
“Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам” (2:11-14).
Стив Мор (28.05.2000г.)