Библейские проповеди
Неправедный судья
26.03.2000

Моя проповедь сегодня будет построена на 18-ой главе Евангелия от Луки сегодняшнего чтения. В самом начале главы мы знакомимся с притчей о неправедном судье. Нам не нужно задаваться вопросом о цели этой притчи, ибо с первых же строк нам говорится: “Сказал также им притчу, что должно всегда молиться и не унывать”.

Это объяснение, стоящее пред притчей, уникально в своем роде, ибо встречается только здесь и нигде больше среди всех притч. И судя по предыдущей главе, сделано это в связи с тем, что разговор Иисуса направлен напрямую к Его ученикам (17:22), Его близким друзьям и последователям. В ней Учитель предупреждает их о грядущих бедствиях, которые должны придти на землю. Уже недалек был 70 год, трагический год в истории еврейской нации. Это было время испытаний для тех, кто был призван и принял надежду, принесенную Евангелием. Это было время жестоких испытаний, когда зашатались устои государства, и многие семьи были разбросаны по всему миру.

Иисус предвидел это время и предупреждал Свое стадо о грозящей ему опасности. Он знал, что к этому времени Он уже будет на небе и не будет лично присутствовать среди Своих последователей, поэтому старался сделать все возможное, чтобы подготовить их к грядущим суровым испытаниям. Именно в этом контексте и появляется притча о неправедном судье. В некоем городе был судья, который Бога не боялся и с людьми не считался, и хотя это гипотетично, такие люди довольно не редки. Можно представить себе, что для такой высокой должности, подразумевающей высокую ответственность и осуществление правосудия, данный судья имел низкую квалификацию. А что такие судьи в действительности существовали, мы можем увидеть, прочитав 11 главу, в которой Иисус обличает людей такого сорта, которые наплевательски относятся к закону, и используют свою должность только для целей личного обогащения.

Именно таковым и был судья из нашей притчи, у которого искала защиты бедная вдова от своего соперника, который хотел воспользоваться ее беззащитным положением в каких-то своих личных целях. Слушатели Христа прекрасно представляли положение этой женщины, ибо хорошо знали о тех, кто отбирал у бедных вдов дома и все их имущество. Но наша вдова обратилась за помощью к судье: “Защити меня от соперника моего”. Стих 4 показывает отношение к этому делу судьи: “он долгое время не хотел” помочь бедной женщине. И слова “не хотел” подразумевают, что и не желал. Он имел власть действовать в рамках закона в пользу вдовы, но не видел в этом никакой личной выгоды для себя. Но далее мы читаем: “А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне”. Выражение “докучать” подразумевает постоянно выслушивать чьи-то жалобы. В этом вся суть притчи: судья все-таки решился действовать в интересах вдовы, но не из чувства долга, а просто из-за того, что устал выслушивать ее жалобы.

Почему, братья и сестры, ключевое слово для этой притчи есть “настойчивость”. Бедная женщина не думала сдаваться и своим постоянством вынудила неправедного судью действовать по защите ее интересов. Здесь Иисус вставляет: “Слышите, что говорит судья неправедный?” Этот неправедный судья наконец сдается и действует в интересах вдовы. Таким образом, через эту притчу Иисус подводит Своих учеников к важному выводу: уж если неправедный судья смог услышать жалобу бедной женщины, что тогда о Праведном Судье всей земли? О Котором псалмопевец говорит: “Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои” (Псалом 114:1,2). Автор псалма признает постоянную действенную помощь Божию в тяжелое время, и таким образом контраст между человеческим судьей и Судьей-Богом ярко выступает перед нами. Если жестокосердный, безбожный судья все-таки действует на стороне надоевшей ему бедной женщины, настолько эффективней будет помощь верующим в ответ на их молитвы со стороны нашего Небесного Отца, Праведного Судьи всей земли.

Насколько живо выступает перед нами этот контраст через слова Давида, когда он говорит в одном из своих псалмов, что Бог есть “Отец сирот и судия вдов” (66:6). Здесь Давид признает, что Бог, Которому он служит, есть слушающий и слышащий Бог, Который всегда готов ответить на молитвы всех обращающихся к Нему за помощью. Об этом же говорит и пророк Исаия: о милосердии и справедливости Бога, готового действовать на стороне тех, кто только ни попросит Его об этом в тяжелые для них время. И здесь, у Исаии (25:4), мы встречаем изумительные слова, в которых черпали поддержку тысячи и тысячи мужчин и женщин на протяжении всех веков. Здесь Бог предстает перед нами как праведный судья всей земли, Который слышит всех, кто обращается с верой к Нему за помощью; “ибо ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тению от зноя”.

Все жизненные проблемы подходят под это описание, и Бог слышит и действует. Он не всегда отвечает тем образом, как бы этого хотели мы, но дает ответ в соответствии со своей мудростью и всеведением. Но как прекрасно для нас, Его детей иметь возможность подходить к престолу благодати Его и черпать в этом утешение и поддержку. Всемогущий Бог наш небесный любит нас и доказал это тем величайшим образом, что отдал Своего возлюбленного Сына в жертву ради нашего спасения и оправдания. Бог стоял рядом и взирал на мучения Своего Сына, которым Его подвергли жестокие и неблагодарные люди. Он видел несправедливый суд, подготовленный иудейскими вождями с целью вынесения желаемого ими приговора.

Это были те неправедные судья, которые не останавливались ни перед чем, только бы уничтожить Иисуса. Но был и еще один неправедный судья, Пилат, который имел власть освободить Его; ведь после допроса он сам заявил: “Я никакой вины не нахожу в Нем”. Для него не было никакой надобности или необходимости утверждать смертный приговор, но даже не взирая на просьбы своей жены, только из соображений своей личной безопасности, он осудил Иисуса на смерть. Неправедные люди объединились вместе, чтобы предать величайшего человека на земле жестокой смерти. Да, и Бог стоял в стороне и наблюдал за Его смертью; за нас и ради нас Христос висел и страдал на кресте.

Бог слышал и слышит голос человечества, выраженный словами одного праведника: “Доколе, Господи?” К этим словам присоединяемся и  мы, с нетерпением ожидающие искупительного дня избавления, когда земля будет избавлена от несправедливости и страданий и наступит вечный и справедливый мир.

Лаури Бад (26.03.2000г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.