Ежедневные чтения Библии: Судей 2-3, Исайя 31, Иакова 1.
Мы начинаем с вами читать две совершенно разные книги: книгу Судей со вчерашнего дня и Послание Иакова с сегодняшнего дня. В этих главах встречается тема, освещающая человеческую природу, которую мы унаследовали от Адама. Именно эту тему мы с вами изучим в этой проповеди.
Иаков в первой главе послания обращается к верующим иудеям, «находящимся в рассеянии». Кажется, что эти братья и сестры были потомками тех иудеев, которые были ранее изгнаны и рассеяны из земли Израильской. Теперь они жили в разных частях Римской империи. Возможно, многие из них познакомились с Евангелием во время их посещения Иерусалима, к примеру, в день Пятидесятницы. Из первых нескольких стихов становится понятно, что верующие сталкивались с трудностями и гонением из-за их веры. Иаков призывает их к терпению, пока их вера испытывается.
Вероятно, Иаков был сводным братом Иисуса и одним из старейшин в ранней иерусалимской церкви. Он имел значительное влияние и был уважаем за внимательное руководство и взгляды. В своем Послании он пытается укрепить тех, кто находится в трудных обстоятельствах, и подбодрить их продолжать идти по верному пути. Он представляется как «раб Бога и Господа Иисуса Христа». Он не превозносит себя, а показывает положение человека, который отдал свою жизнь на служение Господу. Получатели письма хорошо знали Иакова и поэтому были готовы прислушаться к его совету. Т.к. мы все являемся служителями Господа Иисуса, мы также должны стремиться к его смиренному отношению.
В 1 главе Иаков дает советы о жизни во Христе своим читателям, которые находятся в трудных обстоятельствах. Каждый из нас рано или поздно столкнется (или уже столкнулся) с различными испытаниями и искушениями. Если мы остаемся тверды в вере, то Бог вменяет нам это в праведность и дает нам удивительное обетование вечной жизни. Любое искушение может иметь два результата: 1) мы противостоим искушению и следуем по правильному пути в глазах Бога; 2) мы спотыкаемся и грешим, позабыв о примере нашего Господа Христа. Милость Божья полна прощения, если мы смиренно будем искать ее и отвернемся от грешного пути.
К сожалению, по нашей человеческой натуре мы стремимся свалить вину на другого, когда наш грех раскрыт, чтобы выглядеть невиновными. Но худшей реакцией с нашей стороны может быть обвинение Бога в наших бедах, как говорит Иаков: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иаков 1:13). В стихе 14 он приводит следствие греха: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Наши личные желания берут верх и, как говорится в стихе15, похоть зачинает грех. В результате греха появляется смерть. Довольно легко можно просто читать эти стихи и не осознавать их полного значения. В этом случае мы являемся лишь слушателями Слова, а не исполнителями. Нам был показан праведный путь, однако зачастую мы встаем на свой собственный путь и думаем, что он для нас лучше. Служение Богу требует от нас полного послушания и посвящения жизни на это дело.
Итак, мы подходим к первому чтению. С первых строк складывается ощущение, что этот отрезок истории израильского народа мрачен, так как здесь говорится про духовное падение людей. Народу был показан правильный путь, и он слышал Слово Божье, однако, как это часто бывает, не прислушался к посланию Божьему. В книге Судей 2:8 говорится о смерти великого предводителя Иисуса Навина, который описывается как «раб Господень». Данное описание было применено к Моисею (Втор. 34:5), Давиду (Пс. 17:1), Иисусу (Ис. 42:1) и примерно теми же словами говорит о себе Иаков. Иисус Навин являлся истинным путеводителем для народа после смерти Моисея. Он был человеком великой веры и храбрости, однако задача ему казалось сложной.
Бог сделал всё возможное, чтобы показать народу праведный путь. Речи Моисея и Иисуса Навина передавались из уст в уста для наставления последующих поколений. Закон подробно описывал богослужение и то, как человек должен вести праведную жизнь. Моисей предостерег их о том, что случится, если они повернутся спиной к Богу, и какие наказания могут за этим последовать. В И.Нав. 24:1-27 Иисус выступает с речью в Сихеме перед старейшинами и судьями в последний раз. Он напоминает им о том, как Бог пребывал с Авраамом, Исааком и Иаковом, а также и со всем народом позже, когда выводил его из Египта в обетованные земли. Всё, что возможно, было даровано им. В стихе 14 Иисус взывает к ним: «Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности». Он говорит им, что у них есть выбор и они могут служить лжебогам, но насчет своей семьи он уверен: «я и дом мой будем служить Господу» (стих 15). Люди в ответ сказали, что никогда не оставят Господа, на что Иисус вновь повторил слова о том, что они не могут служить и Господу, и лжебогам – дабы они окончательно закрепили этот урок. И, наконец, в стихе 24 народ подтвердил: «Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать». Служение Богу подразумевало полное повиновение от всего сердца, как мы это уже увидели, рассмотрев слова Иакова. К сожалению, в итоге они позабыли этот урок, как показывают последующие события.
В результате Иисус Навин сделал официальное соглашение (завет), вписал его в книгу закона и установил камень в напоминание следующим поколениям о серьезном обещании, которое они дали. Каждому из нас время от времени нужны «напоминалки», так как к сожалению, наша память очень быстро затирается. По этой причине Господь Иисус хочет, чтобы мы вспоминали о нем регулярно через хлебопреломление.
Интересно, что Иисус Навин обратился к народу в Сихеме. Это место хранит множество воспоминаний: именно здесь Авраам получил обетования от Бога (Быт. 12:6,7) и именно здесь Иаков закопал домашних богов под дубом, прежде чем отправился в Вефиль со своей семьей (Быт. 35:4). Люди, должно быть, помнили обетования и то, как семья Иакова отвергла поклонение лжебогам.
В Суд. 2:7 говорится, что люди служили Богу на протяжении всей жизни Иисуса Навина и старейшин, живших после него. В стихах 1-5 говорится о том, что к ним пришел Ангел и напомнил о Божьем обещании быть с народом, а также о том, что они до сих пор не избавились от жертвенников, посвященных чужим богам. В результате они горько расплакались и принесли жертвы. К сожалению, эти обетования были забыты следующими поколениями. В 21:25 мы видим грустный факт: «каждый делал то, что ему казалось справедливым».
Когда мы с вами будем читать книгу Судей, перед нами будет возникать постоянное напоминание о том, что очень легко отвернуться от Бога и выбрать идолов. На самом деле идолом может являться всё, что уводит нас от Бога; в современном мире этих идолов огромное множество! В книге Судей мы видим регулярное повторение победы и поражения, т.е. времена, когда люди служили Богу и когда забывали о Нем. Они проходили через регулярный цикл греха, страданий, раскаяния и спасения. Вместо того чтобы противостоять искушению уподобиться другим народам, они с удовольствием поддались этому искушению. За этим последовало смятение и Божьи суды, после чего они, наконец, осознали свою ошибку. Народ ничем не отличался и во времена Исайи: к сожалению, в сегодняшнем чтении, в Ис. 31:1, они просят помощи не у Бога, а у Египта.
Итак, в чем же наставление этой проповеди для нас с вами? В этих главах содержится предостережение и для нас, ведь мы живем почти в то же самое время, что и люди в период Судей, – многие люди в этом мире поступают так, как им кажется правильным. Но с другой стороны перед нашими глазами всплывают удивительные примеры верных мужчин и женщин, которые жили по Божьим заповедям, такие как – Девора, Гидеон, Варак и Самсон. Мы видим великую любовь нашего Отца в том, что Он услышал их мольбу о помощи. Мы знаем, что если мы обратимся к Нему с искренней верой, то Он простит нас и наши грехи. Слова Иакова как никогда кстати подходят к нам: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только». Преломляя хлеб и испивая вино, мы вспоминаем великий пример Иисуса, однажды сказавшего: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан. 4:34).
Элан Шерри (07.06.2015г.)