Библейские проповеди
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова» (Римл.1:16)
28.07.2013

Отрывки ежедневных чтений: 2Царств 14, Иеремия 18, Римлянам 1,2.

Что мы делаем, когда у нас возникает возможность рассказать окружающим о своей вере в Евангелие? В зависимости от того с кем нам выпадет разговаривать на эту тему, мы можем испытывать чувство неловкости, пытаясь рассказать человеку о Библии и о Божьем Замысле относительно окружающего нас мира. Возможно, что апостол Павел имел в виду именно такую ситуацию, когда писал братьям и сестрам в Риме следующие слова: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Римл. 1:16).

Мы можем задать вопрос: «В связи с чем Павел мог испытывать чувство стыда?» Возможно, ему приходилось проповедовать о том, о чем он не проповедовал никогда раньше. Прежде вся его жизнь основывалась на неукоснительном исполнении Закона Моисеева и отвержении язычников. Но теперь всякий, кто знал его раньше, видел воочию, что ныне он проповедует совершенно другое учение, а именно то, что Евангелие Христа обладает силой изменять и преобразовывать жизнь любого человека, и при этом неважно, идет речь о иудее или язычнике, о женщине или мужчине, о человеке свободном, или пребывающим в рабстве (Гал. 3:28).

Попробуем рассмотреть весь этот вопрос о «чувстве стыда» немного глубже. Где еще в Библии мы обнаруживаем примеры, в которых люди испытывали бы стыд? Как они вели себя, какой была реакция окружающих, и какие уроки из всего этого должны извлечь для себя мы – братья и сестры, готовящиеся преломить хлеб и сделать глоток вина в память о Господе Иисусе?

Возможно, существует лишь одно подходящее место, с которого можно было бы начать – Едемский сад, символизирующий собой время совершенного мира, единства и любви, в котором не было места стыду как качеству и как чувству (Быт. 2:25). Но, к великому огорчению, этому состоянию мира и совершенства пришел конец в результате того, что Адам и Ева послушались змея и поступили по его слову. Совершенно неожиданно для себя они осознали и свою греховность, и то, что были наги, и об этом говорится в Быт. 3:9,10: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

Чувство полного взаимного доверия и ощущение собственной невиновности с этого момента изменилось навсегда. Впервые в своей жизни Адам с Евой испытали стыд. Вслед за этим они попытались сделать явно невозможное: они попытались скрыть свою греховность от Бога и с этой целью вначале самостоятельно сделали себе одежду, а потом попытались спрятаться от Него (Пс. 138:7-16).

Весьма ясный и понятный урок, вытекающий из всего этого, состоит в том, что мы не можем приближаться к Богу на наших собственных условиях и по собственному усмотрению. К примеру, Библия требует, чтобы крещение совершалось взрослым человеком после того как он постепенно научится всему, что касается Царства Божьего и имени Иисуса Христа (Деян. 8:12). Посему, любой иной подход к этому вопросу (такой как обрызгивание водой головы младенца) не будет принят. Несмотря на все свои усилия, Адам и Ева продолжали испытывать неослабевающее чувство стыда до тех пор, пока Бог, по Своей милости и любви, не даровал им понимание Его замысла о том, как все эти последствия могут быть исправлены и преодолены.

Когда писателям библейских книг доводилось размышлять над своей собственной греховностью и греховностью всех остальных людей, то они, находясь под вдохновением свыше, выражали в записях своё собственное ощущение стыда. Например, Ездра в своей книге (9:6) говорит: «И сказал: Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес».

Однако многие люди из окружающего нас мира не испытывают ни малейшего чувства стыда в связи со своими поступками. Отзываясь о таких людях, Павел использует следующие слова: «…через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4:2). Да и пророк Софония в своей книге (3:5) тоже обобщает отношение к этому вопросу многих своих современников: «…беззаконник не знает стыда».

В отличие от таких людей мы должны стыдиться своих грехов. Однако наш Небесный Отец не желает, чтобы мы замкнулись в себе и преисполнились чувством вины настолько, чтобы не иметь возможности видеть дальше своих плачевных обстоятельств. Например, какой-нибудь брат, вспомнив о своем неприглядном поступке, может посчитать, что его вина теперь навсегда исключает для него всякую возможность поминать Господа Иисуса хлебом и вином. Такая позиция, однако, будет являться ничем иным как признанием своего полного поражения, потому что поступающий так не только лишает себя дальнейшей духовной пищи, но и, по сути, лишь еще больше осложняет свои отношения с Богом. Это словно пытаться убежать от Бога несмотря на утверждение в Пс. 138:7-16 о том, что подобное невозможно! Намного лучше для такого брата будет признать свои грехи как можно скорее, раскаяться и попросить у Бога прощение за них. Получение прощения означало бы для него, что тяжкий груз спал с его плеч. Именно в этом случае человек испытывает ощущение мира и успокоения от достигнутого восстановления отношений с Богом, и вновь приобретает духовные силы через воспоминание Иисуса хлебом и вином.

Исследуя такие явления как грех, стыд и прощение, мы вполне можем рассмотреть примеры библейских героев и персонажей, которые получили прощение от Бога после совершения ими серьезных грехов. Например Савл-тарсянин, который организовал и возглавил преследование и задержание многих последователей Христа (Деян. 22:19,20), разбойник на кресте (Лук. 23:39-43), блудница Раав (Нав. 6:25), и Давид, согрешивший с Вирсавией (2Цар. 12:9-13). Нам хорошо известно, что все эти люди (и многие другие помимо них) были прощены и вновь приняты Господом, а потому мы не должны полагать, что наши собственные грехи превосходят желание и возможности Бога простить их нам! В Лук. 1:37 говорится, что для Бога не существует ничего невозможного. Чувство благочестивого стыда, происходящее от глубокого осознания того, что мы, по самой сути своей, люди никчемные и недостойные, должно помогать нам не зацикливаться на размышлениях о своих прошлых грехах, которые теперь уже невозможно обратить полностью. Нам нужно развивать в себе такое отношение, которое было присуще апостолу Павлу в Филип. 3:13,14, и согласно которому он старался забыть о прошлом с тем, чтобы еще больше устремляться вперед на пути к получению награды вечной жизни в Божьем Царстве. Мы можем отвечать на прощение и любовь Бога двумя достойными одобрения способами: прежде всего мы должны понимать, что прощение возможно обрести только благодаря милости нашего Отца и пролитой крови Его Сына. Мы должны каждодневно благодарить Бога за Его изумительный дар и признавать свои грехи перед Ним. Во-вторых, мы должны прикладывать все усилия к тому, чтобы в будущем поступать гораздо лучше, и со всей искренностью стараться преуспеть там, где мы потерпели поражение в прошлом. Как говорится о том в Притчах 28:13, «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован». Чувство стыда может быть вполне полезным в том случае, если оно подвигает нас на раскаяние в отношении некогда совершенных нами грехов. Во Втором послании Коринфянам 7:10, говорится: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Горести и печали, которые неизменно испытывают люди в окружающем мире, могут привести к бесконечным страданиям, ненависти или озлоблению. В отличие от них, Божья печаль должна подвигать нас на искреннее раскаяние и вызывать с нашей стороны сознательные усилия к тому, чтобы изменить свои грешные пути.

Что же, тогда, говорит на эту тему сам Иисус? Евангелие от Луки, 9:26: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов». Греческое слово, которое переведено в этом отрывке как «постыдится», – это то же самое слово, что и в Послании Римлянам 1:16, где нас призывают к тому, чтобы не стыдиться Евангелия Христова. Таким образом, можно задаться следующим вопросом: говорит ли здесь Иисус о том, что если мы испытываем смущение или замешательство из-за Истины, то мы будем отвергнуты им в день его возвращения? На самом деле, значение этих слов, конечно же, гораздо более глубокое. Контекст этого отрывка позволяет нам лучше понять данное высказывание Господа, ибо в Луке 9:23 мы читаем: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Таким образом, «постыдится» означает неспособность жить по примеру Учителя, иными словами жить, не ограничивая себя ни в чем и не имея себе закона свыше (1Кор. 9:27). Иисус в совершенстве владел и своим разумом, и телом, и он требует от нас, чтобы мы в своей жизни стремились к тому же. Он желает, чтобы мы несли своей крест каждодневно и независимо от обстоятельств, которые могут возникать в нашей жизни. Если мы станем исполнять эту заповедь и делать всё зависящее от нас с тем, чтобы наилучшим образом следовать его примеру в собственной жизни, то в этом случае мы имеем обетование дара вечной жизни. Как говорится о том в 1Иоан. 3:2, «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Эти слова заключают в себе как обетование для нас, так и определенное требование к нам. Если мы постараемся быть подобными Иисусу ныне, то, по милости Божьей, наше естество будет изменено в будущем, так что мы обретем бессмертие. Именно по этой причине Слово Божье призывает нас к тому, чтобы мы не поддавались стыду как результату мирских веяний и мирского влияния. Вместо этого мы должны с верой поднимать свои головы и со всей определенностью знать, что наше искупление приближается (Лук. 21:28). Если мы научимся устремляться взором дальше своих нынешних проблем и испытаний, и предвкушать наступление славного будущего, то в этом случае, согласно Евр. 11:16, Господь не забудет нас и пошлет нам свое благословение: «Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». До чего же замечательное это обетование! Всемогущий Творец и Блюститель вселенной – Бог Авраама, Исаака и Иакова, не постыдится нас, если только мы сохраним свою веру в Него.

И посему, принимая хлеб и вино, и вспоминая всё то, что достиг ради нас Иисус, мы должны исследовать себя. Искусный ювелир изучает и осматривает драгоценный камень на предмет возможных изъянов. Специалист по старинным полотнам может потратить огромное количество времени на исследование шедевра с тем, чтобы исключить всякую возможность подделки. Мы же должны пристально наблюдать за своей жизнью, сравнивая себя с совершенным примером Господа и изо всех сил стараясь исправлять обнаруженные в себе недостатки: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1Кор. 11:28).

Ионафан Коуп (28.07.2013г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.