Отрывки ежедневных чтений: И.Навин 12, Исаия 16 и 2 Тимофею 2.
Второе письмо, которое Павел написал Тимофею, – очень личное. Павел находился в тюремном заключении в Риме, когда писал его. Это совсем другие времена его тюремного заключения, по сравнению с Деяниями 28, когда он жил в своем арендованном доме, и посетители могли свободно посещать его. Когда он писал Тимофею, условия, в которых он находился, были гораздо более жесткими. Редко нам доводится читать о том, чтобы Павел просил что-то для своего личного блага, однако в этом письме он просит Тимофея принести ему плащ, что он оставил позади (2 Тимофею 4:13).
Павел кажется одиноким. Некоторые из друзей, что работали с ним, покинули его. Другие ушли проповедовать благую весть о Господе Иисусе. Только Лука был с ним. И Павел очень хотел поскорее увидеть Тимофея, зная, что вскоре должен быть казнен. Он не знал точного времени, когда это произойдет, но из 2 Послания Тимофею 4:6 становится ясно, что его дни подходили к концу: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало».
Однако, в Послании Павла нет и намека на жалость к себе – напротив, несмотря на то, что, возможно, у него оставалось не так много времени, он был полон решимости вынести из этих последних дней максимальную пользу. Вот почему он превыше всего стремился к тому, чтобы Тимофей принес его книги и пергаменты с записями, нежели плащ, хотя ему и приходилось мерзнуть. Это дало бы ему возможность изучать слово Божье, даже находясь в таких трудных обстоятельствах. Ему также хотелось написать такие важные письма, как данное письмо Тимофею, чтобы подбодрить других людей держаться того, во что они верят.
Ободрение Тимофею
Тимофей обосновался в Ефесе, когда получил это письмо (1 Тимофею 1:3). Было несколько видов проблем, с которыми столкнулся Тимофей – доктринальные, поведенческие и личные. Это напоминает нам о том, что следовать за Господом Иисусом не всегда легко. Нам никогда и не говорили, что будет легко. В день, когда мы приняли крещение, мы посвятили себя служению Христу не потому, что думали, будто впереди нас ожидает беспроблемная жизнь. Мы согласились взять на себя наш повседневный крест, зная, что он может принести сложности и дискомфорт в нашу жизнь, но мы счастливы тому, что, благодаря этому, мы можем славить нашего Господа и имеем надежду на будущее.
Павел хотел назначить этого молодого человека на важный пост в экклесии. В сегодняшнем чтении во 2 Послании Тимофею 2, Павел обращается к Тимофею: «Укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (стих 1), говоря о важной работе, которую Тимофею предстоит сделать. Так как Павел сидел в тюрьме, кто-то должен был взять на себя ту огромную проповедническую работу, которую он вел в течение многих лет. По этой причине Павел стремился к тому, чтобы знания, которые он передал Тимофею, тот передавал другим верным последователям. Причина, по которой другие верные люди должны быть научены Слову Божьему – чтобы они тоже могли проповедовать. Таким образом, Евангелие распространялось бы от человека к человеку – и, понимая с каждым разом всё больше, они бы тоже передавали слово другим. Следовательно, «для слова Божия нет уз» (стих 9), несмотря на то, что главный апостол (т.е. Павел) сам находился в тюрьме.
Мы делаем всё, чтобы подумать над этим приоритетом в отношении проповеди. Помимо всего прочего, Павел и Тимофей хотели видеть, что Евангелие проповедовалось. Без Евангелия у людей нет ничего, даже если они – самые богатые или самые важные или довольны всем в этой жизни.
Чтобы Тимофей следовал этой инструкции проповедования, дабы и другие могли затем учить, Павел предлагает несколько действий:
1. Лучше не связывать себя житейскими делами (стих 4). Как мудры эти слова! Если бы мы могли найти способ отложить в сторону любое бремя и грех, который так легко заманивает нас (Евреям 12:1), наше посвящение себя работе во имя Христа было бы намного эффективнее. Повседневные отвлечения влияют на всех нас, отнимая нашу энергию и отвлекая наше внимание от более значимых дел.
2. Вспомните, что Иисус воскрес из мертвых (2 Тимофею 2:8). Вот ключ к нашей надежде. Смерть была побеждена, поэтому мы ее не боимся. Христос воскрес, и мы тоже воскреснем. Его воскрешение подтвердило, что Он – возлюбленный Сын Божий, и когда ранние ученики оценили это, их было невозможно остановить в их стремлении проповедовать это послание.
3. Не препираться в словах (стих 14) – «что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих».
4. Наконец, мы должны учиться, чтобы предстать достойными перед Богом (стих 15).
Изучение и верное проповедование Слова Божьего
Что, по нашему мнению, означает наставление Павла в стихе 15? Рассказывает ли он Тимофею, что тот должен проводить больше времени в библиотеке, читая множество старых книжек? Пытается ли он сказать, что стать учеником Господа Иисуса можно только сидя за столом? Мы знаем, что это не так, и что Иисус хочет, чтобы мы были слушателями и делателями. Как сказано в Евангелии от Матфея 7:24, разница между мудрым и глупым строителями в том, что мудрый использует на практике то, что услышал от Господа.
Второе послание Тимофею 2:15 повелевает нам «представить себя Богу достойным, делателем…». Эта идея усердия требует личных усилий и приверженности. То же самое слово появляется позже в этом письме в главе 4:9,21, где Павел просит Тимофея обязательно навестить его в тюрьме, и желательно до зимы. Это показывает нам, что наша работа для Господа должна выполняться с усердием, с приложением особых стараний, и с желанием терпеть неудобства ради нашего Господа. И, что важнее, мы должны правильно обращаться со Словом Божьим. Мы должны убедиться, что читаем и понимаем его правильно, и не позволяем своим мнениям влиять на наше чтение. Чересчур легко прочесть отрывок и подумать, что мы знаем, о чем в нем говорится, или что мы хотим видеть в этом отрывке, нежели хорошенько поразмышлять над этим отрывком, чтобы выяснить его истинное значение.
Пример Ездры
В Ветхом Завете один из лучших примеров для подражания – священник Ездра. В книге Ездры 7:6 он описывается как «книжник сведущий», что означает, что он был прилежным. Его отношение к Слову Божьему было исключительным, как сказано в главе 7:10 – «потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде». Ездра направил свое сердце к Слову Божьему по двум весьма важным причинам. Прежде всего, он хотел соблюдать заповеди Божьи. Есть ли лучшая причина, чтобы уделять внимание Слову? Мы читаем не потому, что хотим получить знания или собрать какую-то информацию, а потому, что посредством Слова общаемся лицом к лицу с Богом, познаём Его совершенный характер и узнаём больше о Его возлюбленном Сыне. Ездра желал соблюдать заповеди Божьи, потому что таким образом мог воздавать честь и хвалу Ему.
Однако у Ездры был и другой, более весомый мотив обращать внимание на повеления Божьи. Он хотел научить им других людей, чтобы и они могли оценить чудеса Его и также воздавать Ему хвалу. Если бы мы могли следовать этому примеру, мы были бы гораздо более хорошими последователями. Наши библейские чтения должны быть мотивированы вовсе не желанием показаться более знающими, умными или впечатляющими других.
Великая радость
В первый день седьмого месяца народ Израильский – мужчины и женщины – собрался, чтобы послушать Ездру, читающего Слово. Все, способные понимать, собрались послушать его (Неемия 8:1-2). Он читал с раннего утра до полудня (стих 3), и чтобы убедиться в том, что они хорошо видели и понимали его, он стоял перед ними на возвышении. И когда Слово Божье было так вознесено перед ними, люди продемонстрировали свое благоговение, встав, как только началось чтение (стих 5).
Это было не просто чтение – Ездра и его коллеги-левиты помогали людям понимать Слово: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное» (стих 8).
Такая встреча лицом к лицу с Божьим Словом может даже расстроить. Осознав, насколько слабы наши старания и насколько милостив наш Господь в Его желании спасти нас, мы смиряем себя. Израильтяне заплакали, когда им читали закон. Но Ездра смог успокоить их, сообщив, что их грехи были прощены, и что у них есть надежда. Конечным результатом было великое празднование праздника кущей: «Радость была весьма великая» (стих 17).
Итак, вспоминая нашего Господа, давайте открыто и честно задумаемся о Слове Божьем, и вновь поручимся изучать его с усердием, чтобы мы узнавали больше о Боге, соблюдали Его заповеди и учили им других. И давайте ценить великое благословение прощения наших грехов, благодаря жертве Христа.
Эндрю Р. Брэмхилл (26.05.2013г.)