Чтения: Левит 17,18; Псалом 118:41-80; Евангелие от Луки 1.
Иногда в наших ежедневных чтениях мы сталкиваемся с такой комбинацией библейских глав, которые объединяются какой-нибудь одной общей для них замечательной темой. Сегодняшние читаемые отрывки заставляют нас задуматься над тем, что апостолом Павлом в послании Тимофею названо «тайной благочестия» (1Тим. 3:16). В наши дни мы могли бы назвать это «тайнами следования за Христом». Данная тема выглядит весьма подходящей для воскресной проповеди, читаемой в первый день недели, ибо мы исследуем себя перед хлебопреломлением и испитием вина в память о жертве нашего Господа (1Кор. 11:28).
В Книге Левит, главы 17 и 18, мы имеем напоминание о тех видах человеческого поведения, которые неприемлемы с точки зрения Бога. Всякое такое поведение, отделяющее нас от Бога, называется и характеризуется очень легким для понимания словом: «нечистый». Причина, по которой проводится такое разграничение, изложена в Лев. 10:10: «Чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого…», а главное указание на этот счет дается в стихе одиннадцатом: «…и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея».
Различение и понимание того, что правильно в глазах Бога, а что нет, лежит в основе нашей жизни как последователей и учеников Господа. Однако в первом веке до нашей эры, в то время когда писались евангелия, иудеи считали, что нечистым человек становится из-за контакта с каким-нибудь внешним источником этой нечистоты. Именно по этой причине Иисус поучал слушавших его людей, говоря, что всё нечистое происходит изнутри самого человека, а не находится где-то снаружи. В Мат. 15:19 Иисус объясняет, что все поступки, неприемлемые для Бога, имеют свое происхождение в человеческом сердце. Это объясняет то, почему Иисус, подобно ветхозаветным пророкам и своему двоюродному брату Иоанну Крестителю, настаивал на необходимости для всякого человека изменить направление своей жизни через покаяние. Наши сегодняшние чтения в Псалмах и в Евангелии от Луки дают нам возможность проникнуть в мысли людей, совершивших для себя именно такой выбор, то есть людей «праведных» и «благочестивых». Они приняли решение служить Богу и делали всё возможное для того, чтобы жить по Его заповедям. Мы должны поступать так же.
Наша благодарность Богу
Псалом 118:41-80, который мы читаем сегодня, состоит из пяти групп стихов, которые становятся заметны, если читать этот отрывок на оригинальном еврейском языке. Каждая из этих групп начинается с очередной новой буквы еврейского алфавита. В каждой группе насчитывается восемь стихов. Общее ясное послание всего отрывка состоит в том, что мы должны выражать Богу благодарность за всё, что Он делает для нас.
Первая группа стихов (с 41 по 48) начинается с буквы «Вав», служащей названием для крюка или палаточного колышка – то есть чего-то такого, что обеспечивает постоянство и устойчивость. Эта группа стихов напоминает нам о том, что Божья любовь и спасение привносят в нашу жизнь уверенность и постоянство, однако в ответ Он ожидает от нас послушание и готовность принимать Его волю. В стихе сорок восьмом об этом говорится так: «Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих».
Следующая группа стихов этого псалма (ст. 49-56) обозначена буквой «Заин», что означает меч или кинжал. Меч Божий пронзает суету и круговерть повседневной жизни, даруя надежду и уверенность. Как говорится о том в пятьдесят втором стихе, «Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался». Следующей буквой для стихов 57-64 выступает буква «Хет», служащая символом ворот или ограды. Ее использование говорит о том, что в ответ на любовь Божью псалмопевец помещает свою жизнь в ограду Божьих заповедей, благодаря чему она теперь находится в безопасности. Как то явствует из стиха 59, он «размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим».
Следующая группа из восьми стихов, 65-72, озаглавлена как «Тет», что означает змею. В этом можно предположить связь с тем, как змей обманул Еву в Едемском саду. Противоядием к грешному или змееподобному мышлению служит готовность научаться Божьим законам и радость, происходящая от их исполнения, как говорится в шестьдесят седьмом стихе: «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню». Последняя группа стихов в сегодняшней части Псалма 118 – это стихи 73-80. Данная группа озаглавлена буквой «Йод», означающей открытую руку. Псалмопевец осознает тот факт, что он сотворен Богом, и просит даровать ему понимание Божьего закона для того, чтобы он еще больше мог ценить Его милость и доброту, столь обильно изливаемую на него Творцом. В стихе 73 говорится: «Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим».
Два благочестивых человека
Именно в начале Евангелия от Луки все эти общие уроки подчеркиваются особым образом. Читая самую первую главу этого Евангелия, мы получаем чудесную возможность приобщиться к молитвам двух весьма благочестивых людей, живших в то время в Палестине. Первой является Мария – молодая девушка, избранная Богом для того, чтобы стать матерью Его Сына. Второй – Захария, служивший первосвященником в храме и на некоторое время лишившийся способности говорить по причине мимолетного ослабления его веры (ст. 20). Однако и молодая Мария и преклонный летами Захария понимали всю важность служения своих сыновей, которое им надлежало исполнить для осуществления Божьего Замысла.
Мария, возможно, была очень молодой, однако уже в этом возрасте она имела глубокое понимание евангельской вести о Божьем Царстве. Она видела, что это Царство основывалось на Божьей милости по отношению к тем, кто трепетал перед Ним (ст. 50). Мария знала, что оно предназначалось для нищих духом, для тех кто считались самыми низшими слоями общества по причине того, что они сделали достижение Царства Божьего целью всей своей жизни (ст. 48 и 52). Она была убеждена в том, что в него не попадут великие и могущественные, которые полагали свою веру в собственные силы и не стремились к праведности (ст. 51,52). Она знала, что Царство было средоточием веры Авраама и Божьих обетований, данных Им праотцам Израиля (ст. 55). Она понимала и то, что оно означало благословения для еще не родившихся людей (ст. 48), и по причине всего этого понимания, имевшегося у нее, её дух возрадовался в Боге, который был ее Спасителем и о величии которого ее душа возликовала великим ликованием (ст. 46,47). Неудивительно, поэтому, что спустя всего лишь одно поколение, слова благодарности Марии, обращенные к Богу в стихах 46-55, послужили основой одного из самых ранних христианских гимнов.
Захария-священник подходил к тем же самым святым понятиям с несколько иной стороны, нежели Мария. Он понимал, что искупление Израиля, как то было обещано пророками, наконец приблизилось (ст. 68-70). Он тоже увязывал такое развитие Замысла Божьего с заветом, заключенным Богом с Авраамом, и с обетованиями (ст. 73). Он осознавал, что это говорило о спасении для его народа, происходящем от дома Давидова (ст. 69). Израиль должен был обрести спасение от всех своих врагов с тем, чтобы, наконец, он мог полностью сосредоточиться на служении своему Богу (ст. 74,75). И никому иному как его новорожденному сыну Иоанну надлежало принять ответственность за приготовление народа ко всем этим грядущим изменениям. Он должен был привнести свет в царившую повсюду тьму, и дать людям понимание спасительного пути, открывающегося им через прощение их грехов (ст. 77-79). Всё это проливает свет на то обстоятельство, что Захария, в отличие от многих своих современников, смотрел дальше захваченной римлянами Палестины и предвкушал наступление времени, когда его народ будет освобожден от власти греха и смерти. Существуют определенные указания на то, что его молитва, подобно молитве Марии, тоже стала темой одного из ранних христианских гимнов.
Наш Первосвященник и Ходатай
Но что можно сказать о нас самих, живущих той же самой верой два тысячелетия спустя? Мы имеем замечательную возможность собираться все вместе в тесном общении для того, чтобы вспоминать жертву нашего Учителя, благодаря которой для нас стало возможным всё. Мы можем совместно преломлять хлеб и делать глоток вина с тем, чтобы возвещать его смерть до тех самых пор, когда он возвратится в силе и великой славе. До времени Иисуса, верные мужи, такие как Моисей, Псалмопевец и Захария вновь и вновь приносили в жертву животных, и были скованы изложенным в Послании Евреям принципом, согласно которому «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4).
Как напоминает нам о том отрывок в Евр. 8:1-2, мы имеем такого Первосвященника, «…Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек». Вдобавок к этому, однако, он такой Первосвященник, который способен обходиться милостиво с невежественными и спотыкающимися, ибо он и сам испытал все слабости и немощи, присущие людям, ибо он был «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Эта замечательная истина занимает центральное место в нашем служении: Иисус знает и понимает наши слабости, и он может научить нас как справляться с ними, причем таким образом, чтобы это служило к возрастанию славы Божьей.
Посему, разделим между собой сей хлеб, который есть символ Тела Господня, преданного им на смерть крестную из любви и послушания своему Отцу. И все вместе испьем вина, представляющего собой его жизнь и кровь, пролитую словно возлияние на жертвенник. Выражаясь словами апостола Павла в 1Кор. 11:26, всякий раз, когда мы делаем это, мы провозглашаем смерть Господа до времени его возвращения. Именно таким способом мы получаем возможность сообща участвовать в его жертве (1Кор. 10:16) и в общении, которое объединяет нас в служении Богу.
Робин Лэмплау (10.03.2013г.)