Библейские проповеди
Преткновения и соблазны
12.05.2007

Слова «камень преткновения», «случай преткновения» и «скала/камень соблазна» являются взаимозаменяемыми в Библии. Эти термины связаны со словом грех в контексте «потери ориентира», «отклонения в сторону» или «спотыкания».

В книге Левит 19:14 дается особое поручение не ставить перед слепыми ничего со злым умыслом, чтобы они преткнулись. В противовес этому в Псалме 119:165 говорится о великом мире для тех, кто любит Закон Господа, которым «нет преткновения» в их вере.

Развитие этой темы исходит от Исайи 8:13-15 во время, когда Израиль не почитал Господа: «Господа Саваофа — Его чтите свято – и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся, и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены». Если бы Израиль и Иуда почитали Господа, поверив в Него вместо царей из окружающих их народов, Господь был бы их святилищем – их местом безопасности и убежищем. Но потому что они отказались делать это, Бог стал для них камнем преткновения и скалой соблазна; Он будет для них ловушкой и западней: те, кто попадут в нее, преткнутся, упадут, разобьются, запутаются в сети и будут уловлены.

Когда кто-нибудь спотыкается, это первый шаг к падению, разбиению, уловлению и попаданию в руки врагов. Это метафора, описывающая начало разрушения, сначала духовного, затем физического. В этом контексте еврейское слово «камень преткновения» несет особое значение. Камень преткновения был приманкой в охотничьем капкане. Приманка была соблазном, которая становилась погибелью для невинного животного. Страстное желание овладеть приманкой приводило животное к попаданию в капкан и смерти.

Послание от Иакова 1:14 очень четко описывает, как грешные помыслы ведут к совершению греха: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; Похоть же, зачавши, рождает грех, и сделанный грех, рождает смерть. Не обманывайтесь…». Поэтому воздержитесь от ошибок, говорит Иаков. Соблазн это первый камень преткновения, который влечет к греху. Когда человек попадает в силки, он падает – соблазн становится грехом, грешник разбивается и оказывается в петле. Враг, т. е. смерть, непременно заберет его. Это жуткое, но подходящее сравнение. 1-ое послание Петра 5:8-9 предупреждает нас об опасности такими же сильными терминами, сравнивая нашего врага дьявола (т. е. грех) с ревущим львом, который находится в поисках добычи. Также как и верующим людям времен Исайи, нам необходимо быть трезвыми и бдительными, противостоящими соблазнам и искушениям ради нашей веры.

Обратите внимание в Исайе 8:14, что Господь описывает Себя не как приманку, но как капкан, в который Израиль и Иуда попадутся из-за их продолжительного неверия в Него. Их постоянные поиски других спасителей заслуживали Божьего наказания согласно завету, заключенному между Ним и народом (Лев. 26). Однако слова, используемые в Исайе 8:14, помимо угрожающего суда содержат надежду, согласно Божьим принципам наказания тех, кого Он любит. Ключевые фразы здесь – это «камень преткновения» и «скала соблазна». С первого взгляда создается впечатление, что они означают одно и то же. Однако используемые здесь фразы имеют абсолютно разные значения. Первая это «маленький камень казни», или «смертельный удар», в то время как вторая – «острая скала» или «зубчатая скала преткновения».

Почему казни использовались в ранней истории Израиля? Это было одним из Божьих инструментов, при помощи которых Он судил и наказывал народ. Но в процессе это также привело к раскаянию людей, которые были спасены. Казнь, которая последовала за восстанием, возглавляемым Кореем, Дафаном и Авироном, – хороший пример. Судебная казнь уничтожила многих, но в конце концов поражение прекратилось и многие спаслись, когда Аарон выступил посредником между Богом и народом (Числа 16:43-50). Возможно, та же самая прогрессия приведена и в Исайе 8. Хотя люди и увязли в грехе, если бы они раскаялись и признались в своих грехах в ответ на суровый упрек Господа, посредничество и очищение всё еще было бы возможно. Если бы они не сделали этого, то народ продолжал бы неумолимое падение на зубчатую скалу, которая привела бы их к погибели. Эти слова были актуальны во дни Исайи. Однако они также являлись пророчеством в отношении их будущего отвержения Иисуса в качестве их Мессии и веры в Него. Большинство людей в Израиле таким образом оказались разбитыми, захваченными в плен римлянами, которые были инструментами в осуществлении суда Божьего.

В течение своей истории Израиль впадал в грех по множеству разных случаев и по множеству разных причин. Однако, Иезекииль 14:1-8 определяет идолопоклонство как центральную проблему. В Иезекииле 7:19 ясно указано, что идолопоклонство Израиля также ассоциировалось с любовью к серебру и золоту; это было камнем преткновения, который препятствовал им в молитвах и единении с Богом. Такие же опасности подстерегают нас и сегодня. Апостол Павел предупреждает нас в послании Колоссянам 3:5, что любостяжание (жадность, алчность) также является идолослужением, за что мы будем судимы, если не сможем противостоять этому пороку. Бог презирает любостяжание в наши дни так же сильно, как и в те дни. Рекламная индустрия основана на том, чтобы мы желали приобрести вещи, в которых мы на самом деле не нуждаемся. Это является самым настоящим камнем преткновения, и мы, являясь учениками Иисуса, должны всячески избегать этого. В противном случае мы попадем в ту же ловушку, куда попал Израиль в свое время, полагая свою надежду на деньги и имущество, а не на небесного Творца, который может спасти нас.

Многие из камней преткновения, о которые мы спотыкаемся, созданы нами же, но так происходит не всегда. В Откровении 2:14 Господь Иисус обращает наше внимание на Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израиля. Для того чтобы понять грех Валаама в этом отношении, нам необходимо прочитать Числа 31:16 и затем 25:1-3. В то время пока Валаам был не в состоянии напрямую послать проклятие на Израиль, он, однако, смог рассказать Валаку, как он может заставить Израиль проклясть самих себя. Как? – пригласив израильтян на идолопоклонство и ритуальное прелюбодеяние! Его злой замысел был крайне эффективен, и многие в Израиле в результате погибли от поражения. Этот тяжкий грех Валаама, поставившего камень преткновения для духовно слепых, не был забыт Богом, и его смерть от рук израильтян была записана в книге Чисел 31:8.

Господь Иисус Христос предупреждает нас о подобном грехе в Матфее 18:1-14. В этой главе Господь говорит о Своих учениках как о малых детях, поэтому нельзя причинять вред или злобно разговаривать с каждым из них. «Обидеть» любого из них означало заставить ученика Христова совершить грех. Как? – плохим поведением или словами, которые подтолкнут его на совершение греха. Согласно Христу, если мы будем делать так, то мы будем достойны сурового суда! Но мы не только должны заботиться о том, чтобы не полагать камень преткновения друг для друга в духовном плане, но мы также должны предпринимать положительные действия, чтобы помочь уже упавшему грешнику. Эта проповедь является главной темой оставшихся стихов Матфея 18.

Роль учеников в экклесии Христа всегда заключается в том, чтобы строить и восстанавливать, а не «ставить подножку». Об этом как раз написано в Римлянах 14. Некоторые верующие склонны к тому, чтобы критиковать и находить соломинку в глазах других братьев и сестер. Поступая так, они могут легко положить камень преткновения на их пути (стих 13). Верующий может ошибочно обвинять или упрекать других в тех вещах, которые не позволяет ему его собственная совесть, тем самым ставя камень преткновения для них. Этот тип поведения может даже привести к тому, что слабые верующие отойдут, и погибнет вера тех, «для кого умер Христос» (стих 15)! Как это трагично! Мы должны стараться воодушевлять наших братьев и сестер, подростков и детей идти правильным путем. Как написано в Римлянах 15:1-2: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать: Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию».

Три основных камня преткновения в мире – это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1-ое Иоанна 2:16). Лжебратья ставят камни преткновения на пути других, препятствую им в достижении Царства. Антоним фразы «поставить подножку» – это «восстановить, приободрить, помочь». Мы можем приободрить наших братьев и сестер многими разными способами. Почему бы не отправить приободряющее письмо брату или сестре, которые находятся в духовной депрессии или одиноки, для того чтобы сказать им, что мы молимся за них? Почему бы не принести еды в дом сестры, где устраивается хлебопреломление и где она каждый раз накрывает стол для всех братьев и сестер? Мы можем поблагодарить брата за то, что он подготовил занятие по Библии и выступил с ним на собрании. Скорее всего, он потратил часы на исследование темы этого занятия – ведь он же не просто встал и начал говорить! Или почему бы не предложить помощь занятой маме или бабушке в том, чтобы позаниматься с их детьми по Библейским урокам? Почему бы не почитать Библию с одиноким братом или сестрой? Мы можем сделать это даже по телефону, если они живут далеко от нас! Или написать благодарственное письмо брату или сестре, которые великодушно отправили вам зимние посылки, оплаченные со своих пенсионных денег. Существует много способов для поддержки наших братьев и сестер! Давайте же будем продолжать благодарить Бога за Его безграничную милость по отношению к нам и пусть мы сможем показать нашу благодарность через ежедневную заботу друг о друге. Мы должны стремиться к тому, чтобы никогда не полагать камни преткновения для себя или других людей.

Дэвид Гулдингей

Книги:  |

Комментарии закрыты.