Библия, описывая одиннадцать лет царствования Иоакима, уделяет этому всего пятнадцать стихов, вынося ужасающий приговор: «И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его» (4 Царств 23:37), делая «мерзости» (2 Паралипоменон 36:8). Пророк Иеремия рассказывает больше о его жестокости и притеснениях в главе 22:10-19, подводя общий итог в стихе 17: «Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие». Он даже убил пророка Урию (Иеремия 26:23). Иудейская историческая литература добавляет больше страшных подробностей о жестоких и извращенных делах Иоакима.
Его грехи были ужасны. То, что вся 36 глава Иеремии посвящена одному единственному событию, говорит о том, что особое внимание следует обратить именно на это зло и извлечь из него необходимое наставление. Иоаким открыто продемонстрировал свое презрение к слову Бога, когда отрезал по кусочку от свитка с пророчеством Иеремии, и сжигал их «доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне» (стих 23).
Бог говорил Иеремии, а Иеремия в свою очередь говорил своему верному писцу Варуху, что в этом свитке должны быть «все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии до сего дня» (стих 2). Здесь мы видим еще один пример милосердия Бога, протягивающего руки к Своему народу в надежде найти хоть кого-то, внимающего Его предупреждениям: «Может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их» (стих 3). Всё это должно было быть прочитано «в день поста», когда люди были особенно подготовлены слушать (стих 6). Вряд ли это был пост на ежегодный День очищения, скорее всего его объявили отдельно (стих 9), сделали особым днем обращения к Богу в тяжелое для народа время (как это сделал Иосафат во 2 Паралипоменоне 20:3). Этот момент и протест троих людей против сжигания свитка (стих 25) говорят о том, что в Иудее всё еще были почитающие Бога люди.
Послание Иосии было точно таким же, что и послание Иоакиму. Поразительное отличие реакции отца от реакции сына указывает на значимость благоговения пред Словом Божьим и на благословения, даруемые тому, кто имеет его. Ответ Бога Иосии записан во 2 Паралипоменон 34:27-28: «Так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Богом, услышав слова Его о месте сем и о жителях его, — и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал [тебя], говорит Господь. Вот Я приложу тебя к отцам твоим, и положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие и на жителей его». Когда пророк в Исаии 66 говорит о славе грядущего нового неба и новой земли, он указывает на того, кому благоволит Бог: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (ст. 2). Иосия являет изумительный пример смирения и почтения к Слову Бога, которому должны последовать и мы с вами.
Писания подробно говорят об отношении Иоакима и его рабов к Слову Бога, которое было совершенно противоположно отношению Иосии, разорвавшему свои одежды из страха пред Богом. Как говорится в Иеремии 36:24: «И не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии». Писания также возвещают и о разнице их дальнейшей судьбы: Иоакима должны были сковать «оковами, чтоб отвести его в Вавилон» (2 Паралипоменон 36:6); «Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима» (Иеремия 22:19), «и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной» (Иеремия 36:30). Неясно, когда он умер, по дороге ли в вавилонский плен либо уже в самом Вавилоне, но как бы там ни было, пророчество Божие исполнилось.
Думал ли Иоаким, что уничтожение свитка остановит исполнение Божьего пророчества? Если так, то ответ Бога являет глупость и бессилие царя. Бог еще раз повторил Свое откровение Иеремии, прибавив «к ним много подобных тем слов» (Иеремия 36:32). Когда Иоаким приказал взять Варуха и Иеремию под стражу, «Господь сокрыл их» (стих 26). В любые времена кем бы ни были сильные мира сего, пытавшиеся помешать распространению слова Божия и Его постановлений, все они были обречены на неудачу. Павел говорит, что даже несмотря на заключение проповедника, «для слова Божия нет уз» (2 Тимофею 2:9). Оно всесильно и неудержимо. Исаия 55:11 напоминает: «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Как Библия, так и сама история предоставляют нам достаточно ценных примеров этого.
Во времена Иоакима Бог не намеревался спасти несколько верных путем сохранения Иерусалима от уничтожения. Его замысел был явлен в притче о корзинах со смоквами, поставленными пред храмом в Иеремии 24. Верные должны были отправиться в Вавилон (для их же блага), а потом вернуться, устроиться и обратиться к Богу (стихи 5-7). В этом заключается ободрение для нас вами – Бог знает верных Ему людей и несомненно будет заботиться о них.
Пророчество о неверных уже начало исполняться, и было всё ощутимей. Слово Божие обладает свойством «исполняться». Иеремия написал свиток в четвертый год Иоакима, в тот знаменательный первый год правления Навуходоносора (Иеремия 25:1). В вавилонской империи царствовал Навуходоносор, чьим образом была «золотая голова» (Даниил 2:38). Царь Иосия погиб в сражении с фараоном Нехао II, когда тот шел на север, чтобы сразиться с Ассирийцами, пытаясь остановить рост вавилонского могущества (4 Царств 23:29). Фараон был призван Богом на сражение (2 Паралипоменон 35:21), которое привело к его собственному поражению. В 605 году до н.э. ассирийцы вступили в жестокую битву с египтянами при Кархемисе на реке Евфрате, пагубно сказавшейся на могуществе обоих государств. Это событие расчистило путь Навуходоносору вплоть до Египта, который он теперь мог завоевать. Фараон «не выходил более из земли своей, потому что взял царь Вавилонский все, от потока Египетского до реки Евфрата» (4 Царств 24:7) – во исполнение пророческого Слова Божия. В Иеремии 46:24 говорится: «Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного». На пути к Египту Навуходоносор прошел мимо Иудеи, принеся разорение, предвиденное Иеремией 1:15: «Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских». Насколько глупо вел себя Иоаким, противясь слову Бога, которое во исполнение Его воли способно перемещать народы, как фигуры на шахматной доске!
В 303 году н. э. римский император Диоклетиан издал указ, по которому всех христиан необходимо было предать смерти, а их священные писания – сжечь. Римской империи больше нет, а Слово Божие живо и действенно. Сожжение работ Джона Уиклифа в 1415 году (реформатор, предшественник протестантизма) и убийство Уильяма Тиндейла в 1536 (реформатор, переводчик Нового Завета и Пятикнижия на англ. яз.), не уничтожило их труд, результатом которого стала официально изданная Библия на английском языке. В этом 2011 году мы отмечаем 400-ый юбилей официального перевода Библии на английский язык. Даже сегодня власти Ирана провозглашают Библию вне закона и сжигают ее, изымая ее у владельцев. Однако, Слово Божие ныне доступно верующим во всем мире, в том числе и в Иране, только через интернет.
Если мы осознаем непреодолимую силу Слова Божия, то в нас должно зародиться чувство смирения и благодарения Богу. Самое удивительное то, что Библия может менять жизнь человека. Как говорится в 1 Петра 1:23-25, эти изменения происходят благодаря возрождению «не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек… а это есть то слово, которое вам проповедано». Давайте относиться к Слову Бога с должным благоговением. Да действует оно в нашем сердце, помогая стать угодными для Царства Божия, готового открыться вскоре в явлении Сына Его.
Чарльз Попл