Библейские проповеди
Наставление из Притч: правильные весы
24.03.2007

При чтении книги Притч мы можем прийти к выводу, что эта книга содержит наставление и совет по многим жизненным вопросам, но без определенного порядка, поэтому тяжело найти определенную основную мысль. Во многих главах стихи кажутся не связанными между собой.

Однако начальная глава Притч задает тон всей книги хорошо известными словами. Важность познания мудрости, получения наставления, обладание знаниями и пониманием подчеркивается в стихах 1 и 2: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского. Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума». Но где находится источник мудрости? Притчи 2:6 говорят: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум». Таким образом именно Божья мудрость (не Соломонова) формирует истинную основу для наших жизней, как говорит отрывок в Притчах 4:4-7: «И он учил меня, и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай этого, и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее и она будет оберегать тебя. Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум». Вот в этом и заключается основа или основная мысль книги Притч – мудрость Божья, которая находит выражение в самых разных сферах, влияющих на нашу ежедневную жизнь.

Затрагивается много различных вопросов, которые можно было бы отнести к вспомогательным темам, таким как богатство и бедность, использование языка, воспитание детей, отношения, верность в браке, трудолюбие и леность. Но в основе всего этого всегда лежит выражение мудрости Божьей, знания и страха перед Господом, которые должны руководить нашей жизнью во Христе.

Теперь обратимся к нашей теме – «правильные весы». В Притчах 11:1 говорится: «Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему». Фраза «неверные весы» (или «весы обмана») говорит о том, что это не просто ошибочные весы, а весы, сделанные таковыми умышленно. Весы намеренно были настроены так, чтобы обманывать. В противоположность этому правильный вес означает нечто полное, целое и идеальное.

Давайте вспомним основные положения закона Моисея. В Левите 19 говорится об ответственности человека перед другими. Наставление содержится в стихах 35-36: «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской». Вся эта глава посвящена честности, правдивости и заботе о других. Не кради и не лги (стих 11), не обижай ближнего твоего, не грабительствуй (стих 13). Стих 15 говорит о правдивом суде и о том, что не следует никому угождать. Это затем резюмируется в положительном ключе в стихах 18 и 34: «люби ближнего твоего, как самого себя, и люби пришельца (иностранца), как себя». Руководствуясь этими принципами в вопросе весов и мер, у человека не было иной альтернативы, как быть честным и справедливым.

В подобном отрывке из Второзакония 25:13 мы узнаем о секретном методе, который использовали для обвешивания. Две гири находились в сумке (кисе), в зависимости от того, какого рода дело должно было проводиться. Камень, который был больше, чем следовало, использовался при покупке чего-либо, чтобы получить больше товара за свои деньги. Меньший и более легкий камень использовался для продажи, чтобы отдавать меньше товара за большую сумму денег (см. стихи 13-16). Этот отрывок заканчивается в стихе 16 заявлением о том, что подобные деяния неправедны. В Левите 19:15 и 35 мы читаем: «Не делайте неправды в суде».

Пример нарушения этого закона дается в Амосе 8:2. Бог объявляет: «Приспел конец народу Моему, Израилю». Царству будет конец, потому что они покинули Бога и Его пути, погрязли в греховных путях народов, окружающих их. Пророк описывает некоторые виды мошеннической торговли, которые они творили в стихах 4-8. Из-за несправедливости и нарушения закона относительно правильных гирь и весов бедняки и нуждающиеся угнетались. Торговцы с нетерпением ожидали окончания суббот и праздничных дней, чтобы продолжать свою незаконную торговлю. Гири уменьшались, а цены повышались. Весы более уже не были точными, а искаженными и ложными. Даже высевки, которые должны были выбрасываться, взвешивались с остальной пшеницей и продавались по цене пшеницы высшего сорта (см. также Осия 12:7 и Михей 6:11).

Возвращаясь к Притчам 11, мы можем провести параллель между стихами 1 и 20. «Мерзость пред Господом» – «неверные весы» (стих 1) и «коварное сердце» (стих 20). Богу угодны «правильный вес» (стих 1) и люди, которые «непорочны в пути» (стих 20). Таким образом, основная мысль тут получает свое развитие: вначале она относилась только к весам и мерам, к честности в наших сделках, но теперь она уже достигла сравнения таких понятий, как коварное сердце и непорочность в наших путях. Прежде всего эта притча учит нас Божьей мудрости. Перед тем, как мы рассмотрим этот аспект основной мысли, мы поразмыслим об основном наставлении этой притчи: о неверных весах и верных гирях.

В контексте того, что мы прочитали в книге Амоса, мы можем задать себе вопрос: «Соответствую ли я этому?» «Обвешиваю ли я или взимаю завышенную плату за что-то, что стоит на самом деле меньше заявленной цены?» Примером из нашей жизни может служить и то, когда мы прекращаем работу, если наш начальник отсутствует (Ефесянам 6:5-8). Возможно, мы нуждаемся в покупке медикаментов для себя, но также берем чеки, оплаченные другими людьми за лекарства, и пытаемся получить оплату за всё это у наших братьев и сестер. Мы можем успешно обманывать других людей, но нам никогда не обмануть Бога! Библия нас непрестанно учит тому, что Бог наблюдает за нами и хочет, чтобы мы жили честно и праведно. Мы знаем, что Бог любит доброхотно дающего, и Он благословит нас за нашу щедрость (2-е Коринфянам 9:6-8).

Мысль угождения Богу повторяется в нескольких местах в Притчах. Например: «благоугодны Ему непорочные в пути» (11:20); «говорящие истину благоугодны Ему» (12:22); «молитва праведных благоугодна Ему» (15:8); «кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа» (8:35); «Добрый приобретает благоволение от Господа» (12:2).

Если мы обратимся к Евангелию от Луки 6, то найдем там еще одно трактование по вопросу правильных гирь и неверных весов. Левит 19 устанавливает закон о правильных и точных весах и мерах, но также дает нам наставления о любви к своему ближнему как к себе, и о любви к пришельцу (иностранцу) как к себе. В Евангелии от Луки 6:27-28 Господь наставляет нас еще более подробно: мы не просто должны терпеть врагов, а даже любить их, делать им добро, благословлять и молиться за них. В том случае, если нам не понятно это, то Иисус возвращается к этому в стихе 35 и также обосновывает всё это. Вот так Бог поступал с нами, будучи Царем даже для тех, которые были неблагодарны и злы. Он — Бог милости. В конце концов это было продемонстрировано «тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8).

За этим теперь следует ряд наставлений о том, как быть милосердным подобно Богу (От Луки 6:36-38). Те, кто следуют этим уставам, получают соответствующую пользу: не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и будете прощены; даруйте, и получите дары. Все это резюмировано в этом стихе: «Ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (стих 38).

В этом занятии рассматривалось то, насколько необходима честность в наших жизнях, насколько важно быть честным в делах с другими. Затем мы рассматривали то, как следуя этим наставлениям, мы можем угодить Богу. Мы также рассматривали понятие щедрости в нашей жизни. Возможно, мы могли подумать, что если мы честно используем наши весы в жизни, если мы правильно отмеряем количество времени и энергии на служение Богу, то это будет угодно Ему. Можно было бы подумать, что мы будем измерять и взвешивать всё в нашей жизни, прибегая к честным весам, и этим заслужим прощение. Но слова Иисуса указывают на то, что этого недостаточно. Нам потребуется намного больше прощения, по сравнению с тем, что мы отдавали в нашей жизни другим. Мы будем нуждаться в намного большей милости, по сравнению с той милостью, которая сейчас требуется от нас. Бог позаботиться о том, что все наши милости и жертвы в этой жизни будут с лихвой перевешаны тем, что мы получим в будущей жизни. Ибо какою мерою мы меряем, такой же отмерится и нам. Вот почему Иисус говорил о любви к Своим врагам и о великодушии. Наши жертвы в услужении Богу не могут иметь границ, ни весов, ни мер. Наше служение также должно быть «мерою доброю, утрясенною, нагнетенную и переполненною» (стих 38). Это будет угодно нашему Отцу, а мы будем сыновьями и дочерьми, которыми Он будет полностью доволен.

Джон Пэрри

Книги:  |

Комментарии закрыты.