Библейские проповеди
Ленивец
10.03.2007
Лень

В книге Притч часто встречаются высказывания, посвященные одной и той же теме. Однако, они распределены по всей книге и необходимо провести некоторые исследования, чтобы свести их вместе. В этом занятии мы рассмотрим несколько притч, говорящих о лентяе и нерадивом. Кто в действительности является «лентяем»? В оригинальном еврейском тексте это слово означает «ходить праздно». Оно вызывает в воображении картину ямы на дороге и группу рабочих. Обычно один человек старательно копает, ручейки пота стекают по его лицу, а остальные стоят, опершись на ограждение, и наблюдают за ним. Или, возможно, родители могут подумать о подростке, который спит до полудня, а затем слоняется вокруг и ворчит на нас, пока мы делаем работу по дому. Нас может очень раздражать бездельник, который отказывается помочь нам, когда мы очень заняты.

В каждом из нас есть кое-что от лентяя. Мы привыкли откладывать срочную работу. Мы смотрим телевизор в то время, когда должны сажать картошку. Мы сидим в кресле в то время, когда должны покупать что-нибудь для матери. В притчах о лентяе содержится множество серьезных уроков для повседневной жизни, а также и духовных уроков, влияющих на наше спасение. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Ленивец зимою не пашет (Притчи, 20:4)

Пахота является первым этапом при выращивании зерновых. Традиционно она производится в зимнее время. Необходимо вскрыть слой почвы, разбить комья бороной и затем посеять семена. В библейские времена необходимо было сначала поймать быка, запрячь его в плуг, а затем в течение нескольких часов ходить за ним взад и вперед на пронизывающем ветру и с болью в плечах. Такая работа весьма монотонна даже и в наши дни, когда фермеры сидят в теплой кабине трактора. В ст. 4 дана иллюстрация, когда ленивец высовывает нос наружу, а затем прячет его назад, говоря: «нынче так холодно!». Он откладывает пахоту до более теплых дней. Но в реальности, если мы не вспашем землю зимой, то останемся летом без урожая.

Отсюда мы можем извлечь пару уроков. Один из них очевиден. В жизни существует множество ситуаций, когда нам приходится чем-то жертвовать, чтобы достичь намеченных целей. Олимпийские пловцы просыпаются в 5 утра, идут в бассейн и там упорно тренируются, отказываясь от алкоголя, вечеринок и прочих развлечений. Это тяжело, но необходимо, если есть желание достичь исполнения своей мечты. Или подумайте о студентке, у которой предстоят экзамены через год. Если она будет пить и плясать каждый вечер, откладывая занятия на последний день, то непременно провалит экзамены.

Требуется сила воли, чтобы преодолеть нашу лень. У нас должна быть для этого сильная мотивация, которая также необходима и в наших духовных целях. Царство Божье в наших глазах должно быть достойным всех жертв, которые мы можем принести. Псалмопевец Давид иногда спотыкался, как мы видим в Псалме 72:12-14. Можно было бы задаться вопросом – почему я должен жертвовать воскресеньем, чтобы совершать хлебопреломление, в то время как мои друзья смотрят чемпионат мира? Почему я должен откладывать деньги для пожертвования на Библейской Школе, вместо того, чтобы купить новый сотовый телефон с сенсорным дисплеем? В этом можно провести аналогию с Соломоном. «Жатва» в Царстве будет столь чудесна, настолько превзойдет все наши ожидания, что всё время, проведенное нами в тяжких трудах на поле, скоро забудется. Фермер, видящий результаты своих трудов в виде плотно набитых колосьев и полной пригоршни золотой пшеницы, скажет, что труд его был достоин этого. Так же и мы. Все наши жертвы будут достойны того, чтобы Иисус приветствовал нас в Его Царстве.

Второй урок заключается в своевременности. Фермерство зиждется на своевременности. Часто бывает так, что для вспашки земли есть только несколько благоприятных дней. Если начать пахать слишком рано, то почва будет холодной и влажной и в результате вспашки получатся большие комья земли, которые не так-то легко размельчить. Если же промедлить, то земля будет слишком сухой и для семян будет недостаточно влаги. То же можно сказать и о делах, которые мы должны выполнить для Господа: они должны быть сделаны своевременно. Если мы будем откладывать их, то можем опоздать. Возможно, мы должны извиниться перед братом, которого обидели, или посетить сестру в больнице, или написать письмо подростку, который одинок и в печали. Если мы скажем: «я не готов пока это сделать», то дверь возможности сделать это закроется навсегда. Такие дела требуют первоочередного внимания, чего бы нам это ни стоило. Если мы знаем, что должны принять крещение и откладываем его, то может оказаться слишком поздно. Жизнь наша коротка, ее укорачивают несчастные случаи, тяжелые болезни и старость, и может статься так, что мы будем духовно спящими и неготовыми встретить Господа Иисуса, когда Он вернется в окружении Своих святых ангелов.

Лев на дороге

Давайте рассмотрим другой пример, записанный в книге Притчей, 26:13. В большинстве стран сегодня львы не разгуливают по дорогам, но в ветхозаветные времена такое случалось. Но мы знаем, что ленивец ищет только оправданий. Возможность того, что лев нападет на вас даже в ветхозаветные времена, была ничтожно мала. Это всё равно, что отказаться от полета из-за того, что самолет могут угнать. Но ленивец, даже зная, что опасность мала, всё равно решает остаться дома. Сердце человеческое таит в себе опасность самообмана. Если мы не хотим что-то делать, то будем выдумывать причину, чтобы не делать это, а потом будем убеждать себя в том, что эта причина стoящая. Возможен и другой вариант: мы можем убедить себя в том, что можно поступать нехорошо.

Давайте разберем духовный пример из книги Бытия, 22:1-2. Можно представить себе весь ужас, который испытал Авраам, когда готовился сделать то, о чем его попросил Бог. Вот, казалось бы, подходящий случай, чтобы ему сказать: «Лев на дороге!» и подождать пару дней, пока Бог не передумает, или сказать, что на этой неделе артрит совсем замучил его. Дни бы бежали, и он так и не сделал бы того, что должен. Но Авраам не был ленивцем (ст. 3). Он встал рано утром, чтобы выполнить то, о чем его попросил Бог. Мы должны исследовать себя, чтобы увидеть истинные причины того, что мы откладываем важные дела в долгий ящик. Основательны ли эти причины или мы просто оправдываемся? (см. Евреям, 6:11-14, где Авраам явлен как пример для всех).

Уксус для зубов

Наш последний пример записан в Притчах, 10:26. Соломон использует блестящие сравнения, известные всем: «дым для глаз», «уксус для зубов». Эти выражения объясняют то раздражение, которое мы испытываем, когда кто-то, кому мы доверяем, подводит нас. Например, мы поручаем детям сделать что-нибудь важное. Чтобы облегчить им задачу, мы всё им тщательно объясняем и готовим расписание. Мы прорабатываем маршрут для них и готовим список дел по порядку. Но затем оказывается, что дело до сих пор не сделано! В ответ мы слышим кучу оправданий: «У меня голова болела»; «шел дождь»; «с дядей нужно было увидеться». Из-за этого мы раздражаемся и готовы сами сделать эту работу. Мы знаем подобных людей: они согласны работать, но никогда не начинают работать. Мы ожидаем, что работа уже закончена, а она даже и не начиналась. Например, декоратор сначала занимается деревянными изделиями, потом бросает их и приступает к другому делу; или сестра, которая вызвалась купить вино для хлебопреломления, приходит на собрание без него.

Это не смешно. Мы постоянно видим эти недостатки в других, но мы можем не заметить их в себе. Польза изучения Книги Притчей состоит в том, что притчи «встряхивают» нас. Мы все являемся «посланниками». Нашим ногам доверено нести Евангелие сидящим во тьме и тени смертной. «Как прекрасны ноги благовестника» — говорит Исайя в своей книге 52:7, а мы с легкостью находим причины, чтобы не делать этого: «Я бы рад помочь, но я уезжаю на всю неделю в отпуск»; «моя дочь беременна, и мне нужно быть с ней рядом» и т. д. Как Бог расценит наше служение, когда настанет великий день отчета? Сможем ли мы оправдаться пред Ним? Духовная лень не будет вознаграждена в судный день. Притча Христа о талантах является ярким напоминанием того, что Господь ожидает от нас того, что мы принесем какую-либо пользу на протяжении нашего земного пути. Слуга, не воспользовавшийся данными ему талантами, был строго осужден (Матфей 25:25-27). Он был ленив и не пошел искать торгующих, чтобы они приумножили капиталы его господина. Вместо этого он остался дома и смотрел телевизор. Миллионы людей умирают в неведении об Истине, а мы посланники, ноги которых «прекрасны», и которым было доверено проповедование Евангелия. Будем же поступать так, чтобы Иисус, открыв книгу нашей жизни, нашел в ней полезные дела, которые мы сделали для Него за время нашей короткой жизни.

Ревность по доме Твоем

Иисус не искал оправданий, чтобы увильнуть от выполнения наиболее тяжелых задач, требующих Его полной отдачи; Он не откладывал на завтра то, что необходимо было сделать сегодня. Иисус был воплощением ревности: «Ревность по доме Твоем снедает меня» (Псалом 68:9). Даже в самом конце, когда так легко было убедить себя в том, что не осталось уже сил, Он победил в Себе страх и боль, представляя грядущую жатву. Внутренним взором Он созерцал мирное Царство, в котором не будет более ни страданий, ни смерти. Он вспахивал свою одинокую борозду, зная, что сеющие со слезами пожнут с радостью. Давайте же будем помнить Его пример, и возблагодарим Господа за Его победу.

Дэвид Пирс

Книги:  |

Комментарии закрыты.