Особое путешествие
Встреча Иисуса с сумасшедшим записана в Евангелии от Матфея, 8:28-34, от Марка, 5:1-20 и от Луки, 8:26-39. Это занятие будет основано на Евангелии от Марка. Он поведал нам, что Господь совершил особое посещение этого в основном языческого места, расположенного неподалеку от южного побережья моря Галилейского, чтобы исцелить того человека. В Матфея, 8:28 сказано, что у больного был товарищ, который также был исцелён. После их исцеления Иисус удалился в Капернаум, расположенный на северо-западной стороне моря. Этот рассказ помогает нам лучше понять суть служения Господа. История начинается в Марка, 4:35: «Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону», а заканчивается в Марка, 5:21: «Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа».
Во время путешествия приключилась такая сильная буря, что даже опытные рыбаки возопили: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Марка, 4:38). И хотя буря была сильна, какая здесь ирония! Они обращались к Иисусу, чья цель пришествия в мир заключалась в том, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна, 3:16). По-гречески они кричали «аполлуми», что означает «погибаем». Это же слово использовано в Иоанна, 3:16! Господь услышал их и обратился к буре, как к дикому зверю, Он «запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань» (букв. «будь в наморднике!»). И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Марка, 4:39). Неудивительно, что когда они увидели в Нём такую силу, то «убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (ст. 41). Мы знаем, что Иисус может утихомирить не только сильную бурю, но и другие вещи, неподконтрольные человеку. Мы читаем в Марка, 5:2-3: «И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, [одержимый] нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями».
Язык притчи
Иногда нам бывает трудно понять стихи, описывающие бесов, особенно в Евангелиях. Тем не менее, место в Марка, 3:22-23 помогает нам: «А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?» Здесь есть подсказка: когда иудеи говорили о бесах и Веельзевуле, то верили, что это живые злые духи, но когда Иисус говорил о бесах, то пользовался языком притч. Он просто не мог здесь говорить о чём то действительном, поскольку греческое слово, использованное здесь и переведенное словом «бес», означает «объект поклонения, чужой бог». Библия многократно говорит нам, что идолы и лже-боги на самом деле не существуют, как, например, во Второзаконии, 4:39, 6:4 и 1Коринфянам, 8:4. Одно из еврейских слов, обозначающих идолов – «eliyl», буквально означает «ничто». Хороший пример находится в псалме 95:5. Итак, этот «Веельзевул» (Филистимский бог Екрона – 4Царств, 1:2) никогда в действительности не существовал и является плодом воображения суеверных людей. Тем не менее, верования, даже ложные, обладают такой силой, что псалом 105:35-37 говорит об Израиле: «но смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, [которые] были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам». Хотя эти бесы и не существовали в действительности, ложная вера в них смогла управлять жизнью людей. Посмотрим как эффективно Иисус воспользовался исцелением гадаринского сумасшедшего, чтобы рассказать притчу о цели Бога в отношении человечества.
Больной сразу понял кто такой Иисус, но он также и испугался. И для здоровых, и для больных встреча с Иисусом была бы удивительным событием. Речь сумасшедшего показала насколько сильно он болен. В ст. 7 он осознает себя как отдельную личность, а в ст. 9 он уже называет себя «Легион», т. е. множество народа, затем в ст. 10 он отличает себя от «бесов», которые так мучают его. Как замечательно было бы для него избавиться от них; как было бы убедительно, если бы ему ясно показали, что бесы вышли из него! Иисус сделал именно это, заставив стадо свиней ринуться с крутого обрыва прямо в море. Сумасшедший мог видеть это своими собственными глазами и увидевши поверить, что бесы, терзавшие его ум, потонули и все умерли.
Язык понимания
Иисус выказал сочувствие к сумасшедшему. Вместо того чтобы указать сумасшедшему на его ошибку – веру в то, что живые бесы контролируют его разум, Он воспользовался этим, чтобы исцелить больного. Это помогает нам обнаружить другую причину использования «бесовского языка». Библия часто использует обычный человеческий язык, даже если он неточен, для описания происходящих событий. Примером может послужить восход и закат солнца, описанный в Малахии, 1:11. Ясно, что не солнце движется, а земля вращается по своей орбите вокруг солнца. Но с точки зрения человека солнце ежедневно восходит и заходит на небе. Поэтому в нашем случае с сумасшедшим Господь ответил ему не научным объяснением, а убедил его в том, что болезнь прошла. В Марка, 5:11-13 описано, что предстало взору наблюдателя: «Паслось же там при горе большое стадо свиней…И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море».
В наши дни если кто-нибудь страдает психическим заболеванием, провоцирующее появление симптомов на теле, то такое заболевание называется «психосоматическим». Психическое заболевание Легиона нельзя назвать психосоматическим из-за того, что он обладал невероятной силой, позволявшей ему без труда рвать железные цепи и оковы. Как уже было сказано ранее, «бесы» — это просто плод ложных верований, связанных с психическими заболеваниями. Если больного удается убедить, что его бесы ушли, то они и уходят, потому что они есть не что иное как одержимость, уничтожающая его.
Невидимые причины – есть третий аспект использования «бесовского языка» в Новом Завете, который является более буквальным. Многие болезни вызваны живыми организмами, невидимыми глазу. Больному и его другу нужно было что-то есть. Поскольку рядом паслось множество свиней, возможно, что они убивали и ели этих свиней в сыром виде. Свиньи являются носителями невидимых организмов, вызывающих различные заболевания, в т. ч. заболевания, влияющие на разум. Человек может заразиться такими болезнями, поев сырого или плохо приготовленного свиного мяса. В микроскоп можно разглядеть различных паразитов, простейших одноклеточных, бактерии и вирусы, но в древние времена люди не могли это сделать – для них слово «бесы» включало в себя все психические заболевания, которые они не могли объяснить.
Еще кое-что о притче – свиньи являются нечистыми животными, поэтому они обычно представляют грех. Утопление свиней является притчей об уничтожении греха. В Михея, 7:18-19 описано как это произойдет в общенациональном масштабе, когда Израиль истинно обратится к Богу: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». Подобно и утопление свиней было притчей о полном умерщвлении греха во всех его формах в будущем (Откр. 12:9).
В Захарии, 13:1-2 описывается то же будущее обращение Израиля в виде изгнания «нечистого духа»: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли».
Далее, в Марка, 5:15: «Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме…». В Библии неоднократно используется описание наготы, как символа непрощенного греха, например, в Бытии 3:10, Откр. 3:18 и 16:15. Теперь же человек одет и прощен. Как сказано в псалме 131:9: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются». Весь рассказ является примером описания Израиля в Исайи, 65. Пожалуйста, внимательно изучите эту главу.
Итак, Легион, живший в гробах, где находились мертвые тела, нагой и представлявший опасность для себя и окружающих, обратился к Иисусу Христу. В Марка, 5:18-20 сказано: «И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя. И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились». Какое могущественное проявление силы Христа преображать даже серьезно больных людей и исполнять их здравомыслием и благодатью. Весь мир отчаянно нуждается в исцеляющей силе Христовой – да случится это скорее!
Джон Вудалл