Библейские проповеди
Поиск жены для Исаака
27.01.2007

В Бытии 24 мы читаем рассказ о том, как Авраам находит жену для своего сына Исаака. В этот рассказ вплетены проблески будущего, когда невеста (церковь) будет дана Божьему Сыну. Здесь содержится увещевание для тех, кто хочет быть частью невесты Христовой в Царствии (см. Откровение 19:7-9). В Бытии 24 Авраам наставляет своего раба, хотя в случае с Божьим рабом Иисусом Бог наставлял его не только, как повиноваться Своим законам, но также и по отношению к нам, его церкви.

Но кто был «рабом» Авраама? По всей вероятности это был Елиезер из Дамаска. Здесь он описывается как «старший» раб, что не обязательно свидетельствует о его возрасте, а вероятнее то, что он был старшим по званию. Он был управляющим всем домом: «В руках у него были всякие сокровища господина его» (стих 10). Имя Елиезера означает «Бог есть помощь» или «Ел (Могущественный) есть помощь». Часть его имени переводится как «помощь» («езер»). Впервые это слово упоминается в Бытии 2:18 в контексте получения «помощника» или жены для Адама; в последний раз — в Осии 13:9, где Бог заявляет, что Он есть истинная «опора (помощь)».

Задание

Когда Елиезер получал задание, Авраам заставил его поклясться, и для закрепления этого обязательства он должен был положить свою руку под бедро своего господина (ту же самую процедуру использовал Иаков на своем смертном одре, Бытие 47:29). По всей видимости, это был признанный обычай тех времен. Это был знак того, что клятва подтверждена, и она связывала узами обе стороны. Принцип такого задания, находящегося в руках ангелов в отношении церкви, невесты Христовой, просто завораживает.

Задание, данное Елиезеру, было четко определено. Получалось так, что у Авраама было только три варианта относительно своего сына. Исаак мог жениться на хананеянке, он мог жениться на родственнице или остаться неженатым, если бы не нашлось никого, кто бы мог вступить с ним в брак. Авраам особенно не желал первого варианта для своего сына (стих 3). Он знал, что женитьба на неверующей из хананеев принесет только проблемы. Его собственный болезненный опыт со служанкой Сары (Агарью) и их сыном Измаилом преподнес ему трудный урок.

Теперь Авраам ясно понимал принцип брака «только в Господе» (1-е Коринфянам 6:14-18, 7:39), и именно на его основе он давал поручение своему рабу. Он верил в то, что «ангел Божий» (стих 7) позаботится о том, чтобы это задание было успешным. В этом он дает нам пример. Если мы хотим с кем-то сочетаться браком, тогда мы должны научить его или ее Истине до вступления в брак. Домашняя жизнь будет более гармонична и стабильна, если оба супруга находятся на одном пути в Царство, оба живут по брачным принципам, которые установил Бог. Эти принципы также являются основополагающими для церкви, невесты Христовой.

Приготовления

Елиезер основательно готовился к этому путешествию. Он взял десять верблюдов, животных, которые идеально подходят для пустыни. Если бы эти животные не были выбраны в качестве транспорта, то это путешествие, скорее всего, потерпело бы фиаско. Елиезер приготовил также драгоценности, чтобы подарить будущей невесте от имени Исаака. Заранее не говорится о том, что он приготовил для семьи. Только начиная со стихов 22 и 53, мы читаем о драгоценностях, одежде и богатых подарках, которые он приготовил для нее, ее матери и брата.

Одежда была подарена Ревекке для того, чтобы она могла должным образом одеться для грядущей свадьбы. Здесь присутствует символ – белая одежда праведности, в которую церковь (невеста Христа) сейчас облачается, готовясь к браку с Агнцем, как это написано в Откровении 19:7-8.

Читая эту историю, мы понимаем, что Бог осуществляет Свой замысел. Авраамова вера в то, что Бог дарует жену его сыну Исааку, также ободряет нас в том, что Он объединит нас со Своим сыном во время брака Агнца.

У колодца

Просьба Елиезера на первый взгляд может показаться незначительной. Он, совершенный чужестранец, просит воды, ожидая, что эта девушка не только согласится его напоить, но также предложит воду и для десятка его верблюдов! Тот факт, что она не только напоила его самого, но также и его верблюдов, свидетельствует о ее большом великодушии. Библия говорит о том, что «Девица была прекрасна видом…» (Бытие 24:16). Она не только была прекрасна внешне, но ее красота еще была дополнена ее доброй и великодушной душой. В книге Притчей 31:30 содержится мудрый совет насчет красоты.

Большая работа, которую она так охотно исполняет, просто потрясает. Верблюд может выпить 95 литров воды за десять минут. Было десять верблюдов, и так как день уже приближался к концу, они, должно быть, испытывали большую жажду. Десять верблюдов должны были выпить примерно 950 литров воды! Литр воды весит около килограмма, таким образом, Ревекка радостно принесла 950 кг воды из колодца в корыто для жаждущих верблюдов!

Время для принятия решения

По-видимому, Ревекка отсутствовала, когда Елиезер обсуждал свое поручение с ее братом Лаваном и отцом Вафуилом. Ее отец и брат были готовы отпустить ее (стихи 50-51), признавая, что такова была воля Господа, но затем ее брат и мать попросили об отсрочке: «Пусть побудет с нами девица дней хотя десять; потом пойдешь» (стих 55). Мы можем представить себе различные точки зрения при принятии этого семейного решения. Так происходит в любой семье, когда обсуждается вступление в брак. Вечерняя дискуссия в стихе 54 могла успешно продолжаться в течение некоторого времени! В конце концов в стихе 57 они пришли к общему решению: они решили, что должны спросить саму Ревекку. Именно она была тем человеком, на которого главным образом влияло это решение! Ее ответ был ясным и по существу: «Пойду».

То же происходит во время важных моментов нашей жизни. Например, во время крещения прямо перед тем, как мы опустимся под воду, нам задают простой вопрос: «Веришь ли ты в Царство Божье и имя Иисуса Христа?» (эта фраза основана взята из Деяний 8:12; очень важно, чтобы человек понимал основные доктрины перед крещением и серьезное обязательство, которое он на себя возлагает). Ответ крещенного звучит просто и ясно: «Да». Но чтобы ответить на этот простой вопрос, необходимо изучать Библию в течение месяцев, молиться, проводить время в глубоких раздумьях.

Длительное путешествие

Елиезер, надежный и находчивый слуга Авраама, заботился о Ревекке во время всего пути назад. Во всей истории видно, что Бог благословлял путешествие Елиезера, так как Авраам принял правильное решение относительно своего сына.

Окончания и начинания

Ревекка видит вдалеке приближающегося к ней человека, и Елиезер подтверждает, что это Исаак, человек, за которого она выйдет замуж. Она прикрывает свое лицо покрывалом (стих 65). Таков был обычай в то время: муж не должен был видеть лица своей жены до брака.

По еврейскому обычаю бракосочетание между невестой и женихом происходит под навесом, известным как «чуппах». Это слово используется здесь: «Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога (чуппаха)» (Псалом 18:5-6). «Чуппах» не упоминается в том рассказе, который мы изучаем, но я совершенно уверен, что в Бытии 24:67 говорится о шатре Сарры: «И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей; и взял Ревекку и она сделалась ему женою».

Эпилог

«И он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей». Время плача о Сарре теперь уже прошло, и счастье возвратилось в семью. Подобным же образом когда Иисус вступит в брак со своей невестой (церковью), время плача пройдет, и наше счастье будет совершенным (Откровение 21:4). «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откровение 22:20).

Кирилл Картер

Книги:  |

Комментарии закрыты.