Библейские проповеди
Мирная жертва
13.01.2007

В книге Бытие когда идет речь о жертвенных приношениях, то всегда имеются в виду «всесожжения». Но после того как Бог дал закон Моисею, впервые появляются несколько разновидностей жертв, в том числе и мирная жертва. Данная жертва приносилась отдельным человеком или всем народом в зависимости от обстоятельств. Во всех жертвах присутствовало пролитие крови животного — это было основным моментом. Кровь представляла собой необходимость для человека обрести мир с Богом. В Послании к Евреям 9:22 говорится, что по закону Моисея без пролития крови не могло быть прощения греха. В случае же с мирной жертвой священники «покропят кровью на жертвенник со всех сторон» (Левит 3:2) – это особенная характеристика мирной жертвы.

Еврейское слово «шеламим» переводится как «мирное приношение/жертва». Оно является родственным словом «шалем», что означает «полный, совершенный» и «шалом», означающий «мир». Для еврея слово «мир» означает нечто большее, чем просто состояние мира и свобода от угнетателя. Это слово также означает процветание и хорошее здоровье. «Мирная жертва» включает в себя все эти чудесные моменты. Тот, кто приносит мирную жертву, находится в хороших отношениях с Богом; он также находится в добром здравии, процветании и жизненной полноте по милости Божьей.

Когда весь народ собирался пред Богом, то мирные жертвы приносились всегда после жертв за грех и всесожжений. Например, давайте посмотрим последовательность действий, когда Езекия очищал храм и пытался восстановить отношение народа с Богом. Первым делом необходимо было решить проблему греха, и были принесены жертвы за грех (2 Паралипоменон 29:20-24). После этого люди решили вновь себя посвятить служению Богу, и это было выражено всесожжениями (27 стих). После того, как было дано прощение и люди посвятили себя Богу, началось приношение мирных жертв в радости и веселии. Все это говорило о том, что отношения с Богом были восстановлены (35 стих). Сердце народа было с Богом, у них было крепкое духовное здоровье и они стали процветать в тех вещах, которые на самом деле имели значение.

В Левите 3 и 7:11-34 можно увидеть, как отдельный человек приносил мирную жертву. Мирная жертва, как и всесожжение, приносилась по желанию, она не была обязательной, как, например, жертва за грех. У человека, который приносил эту жертву, должно было быть желание. Если человек это делал неохотно или был нечист, то Бог не принимал эту жертву. Животное могло быть коровой, овцой или козой, и оно должно быть непорочно (с одним исключением, которое описано чуть позже), Левит 3:1,6 и 12. Широкий выбор животных указывал на то, что в Иисусе Христе «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам 3:28). Те, кто призван ко спасению, обычно приходят из самых разных жизненных обстоятельств, поэтому выбор животных был так широк.

Предлагающий ассоциировал себя с жертвой, возлагая на ее голову руки и затем умерщвляя ее перед скинией. Первой задачей священника было взять кровь животного и окропить ею жертвенник со всех сторон (Левит 3:2,8 и 13).

Затем животное разделывали, отделяя самую ценную часть для приношения Господу – тук (жир). Тук клали на жертвенник для всесожжений. Если в жертву приносилась овца, то брался тук и из хвостовой части. Этот тук символизировал собой самое лучшее, что человек может принести. Бога не интересует наша внешность, Его интересует наша сердечная преданность Ему. Только с мирной жертвой человек мог подойти к жертвеннику с туком (Левит 7:29-30). В пророчестве Малахии 1:7,12 жертвенник называется «трапезой Господней», и т.к. предлагающий мог приблизиться к «столу Господню» говорит о том, что у человека с Богом начиналась новая, крепкая дружба. Значимо и то, что тук сожигался вместе со всесожжением и считался «благоуханием, приятным Господу» (Левит 3:5, 6:12). Всесожжение, которое было постоянным/поддерживаемым, символизировало совершенное и неизменное служение Иисуса Христа. Именно чрез Иисуса и его жертву мы можем принести Богу и нашу жертву и иметь личные отношения с нашим Богом. 

Правое плечо животного всегда отдавалось священнику, который вел службу у жертвенника (Левит 7:3233). Священник в этой роли представлял Бога, а предлагающий заявлял о своем намерении отдать свои силы на служение Богу. Грудь животного отдавалась сынам Аарона – таким образом предлагающий признавал, что без их помощи он бы не смог приблизиться к Богу.

Оставшаяся часть животного оставалась предлагающему и его семье. Это единственная жертва, где часть мяса отдавалась обратно человеку, который принес жертву. Таким образом семья разделяла эту пищу со священником и, что более важно, с Богом, укрепляя отношения с Ним (Второзаконие 12:7). Эта совместная трапеза была ключевым моментом всего ритуала.

Животное лишалось жизни и своей кровью давало предлагающему искупление – ведь без искупления греха не может быть отношений с Богом. Часть животного Бог возвращал израильтянину для трапезы. Господь Иисус, агнец Божий, отдал свою жизнь за нас, и наши грехи были искуплены его драгоценной кровью (вино является символом Его крови). Подобно мирной жертве Бог отдает нам плоть Христа в виде хлеба, который мы преломляем каждое воскресенье, дабы подкреплять наш дух. Мы питаемся и поддерживаемся Его учением день изо дня.

Для человека существовало 3 жизненные ситуации, когда он мог принести мирную жертву. Во-первых, когда был исполнен обет, человек в радости приносил мирную жертву, которая бы в этом случае именовалась «жертвой обета». Во-вторых, если человек хотел без какой-либо причины или события отблагодарить и восхвалить Бога, то данная жертва называлась «жертвой усердия». В обоих случаях мясо необходимо было съесть за 2 дня. Т.к. Господь Иисус был воскрешен на третий день и его тело не увидело тления, поэтому и мясо необходимо было съесть до того, как оно начнет портиться. В Псалме 49:23 содержится намек на «мирную жертву», когда Бог говорит: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

Третья, (превосходящая первые две) жертва называлась «жертвой благодарения». Данная жертва приносилась в ответ на особое благословение от Господа. В этом случае мясо необходимо было съесть в день приношения (Левит 7:15). Благодарение и хвалу нельзя было переносить на другой день. При данной жертве также необходимо было принести хлебы: пресные хлебы, смешанные с маслом, пресные лепешки с маслом, пшеничную муку, напитанную маслом и обычные, квасные хлебы с маслом (Левит 7:12-13). Из этого что-то одно необходимо было отдать священнику (14 стих). Предлагающий всегда вкушал квасной/дрожжевой хлеб. Закваска, или дрожжи, являются символом тления, разложения (Галатам 5:9), поэтому данный хлеб не мог находиться на трапезе Господней, но был долей, отдаваемой человеку. Вкушая квасной хлеб, с одной стороны человек радовался возобновленным отношениям с Богом, а с другой стороны он вспоминал о том, что человек по своей природе не освобожден от тления. Их нынешний мир был возможен только по милости Божьей.    

В отношении мирной жертвы есть еще один уникальный и интересный момент – можно было принести в жертву несовершенное животное: «тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь» (Левит 22:23). Данный факт звучит очень ободряюще для нас, ведь никто кроме Господа Иисуса не может быть совершенен. Бог понимает нашу человеческую природу и радуется, когда мы пытаемся одержать над ней победу.

И в заключение – автор Послания Евреям возвращается к мирным жертвам. Сказав о том, что Христос является совершенной жертвой за грех (Евреям 13:10-14), автор продолжает: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (стихи 15-16). Какое дивное наставление для нас с вами!

Джефф Сивелл

Книги:  |

Комментарии закрыты.