Со времен Нимрода, в Бытие 10:8-12, города строились в районе Месопотамии, потому что реки Тигр и Евфрат давали воду и питательные вещества для растений. Из этих городов начались империи, простирающиеся от Персидского залива до Средиземного моря. В Бытие 14 мы читаем об одной из этих империй, которой правил царь Кедорлаомер из своего родного Элама. Он был большим, простирался от восточной стороны Персидского залива до Средиземного моря, вокруг места, что называют Плодородным полумесяцем.
Пять подчиненных городов в долине Иордана служили Кедорлаомеру 12 лет, а на 13-м году они восстали (14:5). Похоже, что восстали и другие народы (стихи 5-7). В частности, амореи были постоянной проблемой для всей эламской империи. Кедорлаомер, должно быть, возглавил грозную армию, включая трех царей, потому что они победили шесть народов в районе к востоку и югу от Иордана, прежде чем столкнулись с пятью царями в нижней долине Иордана и сокрушили их.
Когда весть о пленении Лота достигла Аврама, он собрал своих слуг и союзников и храбро повел их в погоню за четырьмя царями и их войсками. С помощью хорошей тактики они вернули всех захваченных пленных и награбленное. Помимо храбрости и тактики, были и другие факторы. Как сказал Мелхиседек Авраму по возвращении: « лагословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Бытие 14:19,20).
Очевидно, что Аврам ходил: «в Господе», потому что он верил в Него (Бытие 15:6). Аврам поклонялся вместе с Мелхиседеком (чье имя означает «царь Салима»), который «принес хлеб и вино», чтобы благословить его. Это была очень важная встреча со «священником», как мы узнаем из Псалма 109:4 и Евреям 5:6. Интересно, почему есть только одна запись о том, что они встречались друг с другом. Давайте продолжим читать контекст в Бытие 15. Что мог почувствовать Аврам, услышав новости о Лоте. Боялся ли он мести со стороны эламитов? Это может быть так, потому что повествование продолжается: «П После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика…» (стих 1).
Содержится ли здесь притча о Боге, ободряющем Аврама? Четыре царя перечислены дважды, а порядок другой. В Бытие 14:1 Амрафел, царь Сеннаарский, является первым царем, которого назвали, когда правителем был Кедорлаомер (см. Стихи 4,5 и 17). Сеннаар – старое название части Месопотамии, которое, кажется, связано с идолопоклонническим аспектом. Например, в Иисусе Навине 7:21 еврейское слово, переведенное как «вавилонский», является тем же словом, что и «сеннаар». Одежда, украденная Аханом, вероятно, принадлежала священнику, а золотой клин, вероятно, имел форму идола. См. Также Бытие 10:10; 11: 2; Исайя 11:11; Даниил 1: 2 и Захария 5:11.
Аврам оставил идолопоклонство в Уре и Харране, и теперь оно проявляется снова. Он победил эти идолопоклоннические народы с помощью «Бога славы», который «явился» ему: «…когда он был в Месопотамии, прежде переселния его в Харране» (Деяния 7:2). В основе мыслей Аврама лежали обещания, данные ему Богом. Прошло много лет с тех пор, как Бог попросил его покинуть свою страну, родину и отчий дом (Бытие 12:1). Ур Халдейский был важным городом в то время, поскольку он был оживленным портом и центром поклонения богине луны Нанне. Было необходимо, чтобы Аврам ушел из такой цитадели идолопоклонства. Удивительно, что его идолопоклонники отец и брат покинули Ур вместе с ним. «Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (Иисус Навин 24: 2). Полное разделение произошло, когда Аврам покинул город Харран, который был еще одним центром поклонения луне. Это был второй переломный этап, когда он оставил свою семью и послушался полученному от Бога наставлению. На тот момент ему было 75 лет (Бытие 12:4).
Это было за несколько лет до завершения третьего этапа – когда Лот оставил Аврама и направился к хорошо орошаемой равнине Иордана. После каждого из этих трех случаев Бог обещал Авраму наследство, когда у него еще не было сына. Теперь нам становится ясно, что Аврама беспокоило отсутствие сына. Он говорит: «Я остаюсь бездетным» (15:2) и: «Ты не дал мне потомства» (стих 3). Бог заверяет его, что у него будет «наследник» (стих 4), и повторяет: «столько будет у тебя потомков» (стих 5). Это был ответ, в котором нуждался Аврам от Бога: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (стих 6). Цитата этих слов трижды в Новом Завете подчеркивает их важность (см. Римлянам 4:3, Галатам 3:6 и Иакова 2:23) как для Аврама, так и для нас в нашей каждодневной жизни.
Затем следует удивительное событие, когда Бог-Творец заключает завет с человеком. Ранее это случилось с Ноем, и теперь к избранным добавлен еще один верный слуга. Авраму и его потомкам дается гарантия того, что обещания будут выполнены: «И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Бытие 15:13,16).
Это обетование исполнилось, когда Бог вывел израильтян из Египта. Моисей был человеком, избранным Богом, чтобы вести их через знак горящего куста, который не сгорел. Подумайте о послании, которое передало это удивительное зрелище. Там говорилось, что слово живого Бога не изменится. Оно нерушимо. Обетования, данные Аврааму, будут выполнены, и Моисею была предоставлена уникальная возможность сыграть ключевую роль в этой гарантии. Сорок лет спустя он был вдохновлен записать: «и вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами» (Второзаконие 26:8). Важные события исхода навсегда останутся гарантией того, что все обетования, данные Богом Авраму / Аврааму, будут выполнены. Потомство Авраама те, кто верит, что означает, что уверенность в том, что обетования исполнятся, имеет большое значение для них, ибо «верующие благословляются с верным Авраамом» (Галатам 3:9).
Об увиденном преображении Иисуса на горе, Лука записывает, что Моисей и Илия: «…явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Луки 9:31). Слово, которое Лука использовал для обозначения смерти, было греческим словом «exodos», что может означать уход / смерть. Но я предпочитаю связывать это с демонстрацией великой силы живого Бога, сокрушившего Египет, величайшую нацию того времени. «Исход» был гарантией обетований, данных Аврааму. Иисус своим послушанием, по воле Бога давал гарантию того, что Царство придет. Обратите внимание, как отреагировал Иоанн, когда он внимательно посмотрел на пустые могилы, оставленные воскресшим Господом: «…тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (Иоанна 20:8). Это было больше, чем вера в воскресение – это было осознание замысла Бога! Для нас эта гарантия основана на нашей вере в Бога. Эта вера тверда, поскольку мы твердо держимся: «ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евреям 3:14).
Филип Рассел