Это было невероятное событие, когда беглый раб из города Колоссы (юго-запад современной Турции) встретился с апостолом Павлом в Риме, столице империи, расположенной по прямой на удалении 1500 километров от вышеупомянутого города. Принятие беглым рабом Евангельского послания и свело их вместе. Слушая историю жизни своего новообращенного, Павел узнал, что хозяином раба является никто иной, как Филимон, тоже в свою очередь обращенный ранее Павлом.
Павел осознавал, что самое правильное, что он должен сделать, – это вернуть раба его хозяину, поэтому он отослал его к Филимону с письмом, которое Евангелие сохранило для нас. Павел не послал его одного, но дал в напарники некоего брата Тихика. Тихик тоже получил письмо – Послание Павла экклесии в Колоссах, которое предназначалось для прочтения и другим местным церквям.
В Послании Филимону Павел объясняет адресату, что его беглец Онисим – теперь христианин и брат ему по вере, и умоляет Филимона принять его обратно. Похоже, что Онисим при своем бегстве что-то украл у Филимона, и Павел, ссылаясь на это, просит убыток отнести на его, Павлов, счет! Нежно ‘связав Филимону руки’, Павел просит его принять Онисима обратно и забыть прошлое; Павел позволяет даже небольшую шутку насчет имени раба, ибо имя «Онисим» означает «прибыльный, полезный». В прошлом он был негоден для хозяина, теперь же, наоборот, годен и для Филимона, и для Павла. Павел даже заявляет, что, возвращая Онисима, он как бы жертвует им, ибо хотел удержать его при себе.
Город Колоссы был расположен на расстоянии более сотни миль от Ефеса, самого значительного города римской провинции Асии, лежащего на восточном побережье Эгейского моря. В свои ранние годы Колоссы были процветающим торговым центром. Но ко времени распространения Евангельской проповеди эти дни уже миновали. Стратегически важная дорога, шедшая из Ефеса на восток и проходившая через Колоссы, изменила свое направление, и возник новый город в 14 километрах от Колосс – Лаодикия. Колоссы стали приходить в упадок. Нет свидетельств, что Павел когда-либо посещал Колоссы, но в Ефесе он провел целых два года (Деяния 19:10), и путешественники, проходившие через Ефес, способствовали усиленному распространению Евангелия; в Колоссы христианство принес брат Епафрас (Колоссянам 1:7; 4:12).
Итак, Тихик и Онисим прибыли, наконец, в Колоссы и донесли до адресатов предназначавшиеся им послания. Одно из них, Филимону, несомненно, вызвало у него большое изумление и радость; другое было прочитано среди собрания верующих экклесии. Эти собрания проводились регулярно в домашней церкви Филимона (Филимону 2).
Рабство было широко распространенным злом в то время, и мы могли бы ожидать, что Павел гневно обрушится в своем письме с осуждением и, возможно, даже потребует от Филимона отпустить своих рабов на свободу. Однако Павел не делает этого. Тем не менее, он не обходит эту проблему стороной. «Господа, – пишет он, – оказывайте рабам должное и справедливое…» (Колоссянам 4:1). Рабы тоже получают увещевание: «Во всем повинуйтесь господам… не в глазах только служа [им], как человекоугодники… всё, что делаете, делайте от души, как для Господа…» (Колоссянам 3:22-24). Итак, хозяева должны обходиться со своими рабами справедливо, как с человеческими существами; и рабы, в свою очередь, должны служить своим хозяевам по совести. На этой основе слово «рабство» превращается в пустой звук. Таков подход Павла к широко распространенному злу его времени. Он не принуждает и не зовет к демонстрациям протеста, неповиновению, бойкотам. Павел видит решение проблемы в построении человеческих отношений между обеими сторонами. Так и сегодня христианин не должен присутствовать возбужденных рядах борцов за социальные реформы. Библия говорит об Иисусе: «Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах» (Исаия 42:2). Вот пример для верующего!
Возможно, мы не в состоянии до конца оценить новизну взглядов Павла. Но в его дни во многих экклесиях рабы и хозяева сидели на собраниях бок о бок. Это было действительно нечто революционное: предлагать рабовладельцам обходиться с рабами справедливо, а рабам – служить им не за страх, а на совесть. Это совершенно противоречило устоявшимся канонам того времени, определявшим взаимоотношения господина с принадлежавшими ему рабами.
Вести, полученные Павлом из экклесии в Колоссах, были в самом деле благоприятными, и Павел пишет о своей благодарности Богу за пример их веры и любви, явленной ко всем. Их добрый пример поощрил Павла на молитвы во их благо. Также он молится об их возрастании в знаниях, мудрости и духовном понимании. Плод подобного духовного роста – образ жизни, одобряемый Богом. Они «поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Колоссянам 1:10-12). Пишет Павел и о других качествах, которые верующие должны взращивать в себе. Здесь и терпение, и великодушие, и радость, и благодарность. И за всё это Бог избавляет верующих от власти тьмы и вводит в Царство возлюбленного Сына Своего (Колоссянам 1:13). В государствах, образовавшихся после развала Римской империи, до сих пор можно видеть развалины когда-то величественных храмов, в которых практиковались все виды идолопоклонства, так ненавидимого Богом. Похоже, не были исключением и Колоссы, однако теперь жизнь верующих преобразилась через пример и учение Иисуса. Урок для нас следующий: наша вера должна являть зримый результат, видимый окружающим нас людям.
Большое внимание в первой главе Послания Колоссянам уделяет Павел божественности Иисуса. С течением времени христианство вообще ударилось в крайность, объявляя Иисуса Самим Богом в человеческом обличье. Наша община акцентирует больше внимания на Иисусе, как человеке, разделившем нашу природу и победившем ее. Но для наших братьев и сестер в первом веке проблема, скорее, состояла в должной оценке того факта, что Иисус был Сыном Божьим и первым Сыном Человеческим, восставшим из мертвых; и что вся цель Божия сконцентрирована на Иисусе, и всё творение соделано именно ради него. Павел подчеркивает это, говоря об Иисусе, как образе Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари (Колоссянам 1:15).
Павел был очень озабочен состоянием дел молодой экклесии в Колоссах. Он увещевает экклесию помнить о силе крещения, посредством которого верующие «умерли» для прежнего образа жизни и «воскресли» для вечной славы, «если воскресли со Христом». А воскресли ли мы сами со Христом? Если да, то мы должны «отложить» те качества, которые перечислены в стихе 8 третьей главы и которые принадлежали прежнему, «ветхому человеку». Вместо этого, мы должны стараться приобретать качества, перечисленные стихами 12-17, которые в избытке присутствовали у Христа. Давайте поразмышляем вместе над ними:
Милосердие: сострадание к людям, которое ярко было выражено у Христа.
Благость: кажется, простое слово, но сколь многое оно передает. К примеру, прежде чем передавать сплетню дальше, можно (и должно) спросить себя: а верен ли слух? Принесет ли он какую-либо пользу моему слушателю? И, наконец, понравится ли мне, если такое будут говорить про меня?
Смиренномудрие: гордость и высокомерие – характеристики «ветхого» человека. Если мы будем чаще вспоминать о своих собственных ошибках, возможно, уже не будем торопиться с осуждением других. «Новый человек» больше озабочен о потребности в собственном спасении.
Кротость: часто путают со слабостью. Иисус говорил о Себе: «Я кроток и смирен сердцем», но разве был Иисус слаб? Определенно, не по силам слабому человеку следующее: идти в Иерусалим, прекрасно зная, какие страдания ждут его там. Лучшим синонимом кротости, возможно, будет слово «мягкость» — обращение с другими людьми с нежностью. Вспомним, как наш Господь обошелся с женщиной, пойманной за прелюбодеянием, или с детьми, которых ученики не хотели подпускать к Нему.
Долготерпение: терпение в отношениях с людьми, пусть даже которые нам и не нравятся; прощение ошибок других. Возможно, мы и не догадываемся, насколько терпеливы другие люди к нам!
Любовь: это последнее и самое важное слово в перечне. Оно, конечно, не предполагает глубокого, эмоционального чувства ко всему человечеству – это просто невозможно. Вот о какой любви говорит Иисус в Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфей 5:44). Другими словами, любить должно не только любящих нас, но также и тех, кто нам не нравится. А это совсем нелегко, но Христос и не обещает легкой жизни!
Обращаясь к символам, самое время взглянуть на совершенный пример Господа и подзарядить нашу решимость следовать по стопам нашего Спасителя, будучи уверенными, что получим прощение, если и споткнемся на этом пути.
Давид Бадден (29.05.2005г.)