Вступление
В каждом из трех чтений на сегодня события происходят в храме, но в каждом чтении этот храм другой. В книге Паралипоменон говорится о храме, построенном Соломоном, в Евангелии от Иоанна – о храме Ирода; в пророчестве Иезекииля – о храме, который будет еще построен, когда Царство Божье вновь будет утверждено на земле, на этот раз уже навсегда (Иезекииль 43:9).
В каждом случае храм Божий свидетельствует о величии Бога. Размышлять об этом всегда полезно, и мы должны быть готовы извлечь из этого некоторые уроки. Не раз Писание говорит о народе Христовом, как о храме духовном, и что слава Господа должна проявляться в людях, составляющих этот храм. Прочитайте Ефесянам 2:19-22. Эти уроки и составят тему нашей проповеди на сегодня.
Храм Соломонов
2 Паралипоменон 8:12,13 описывает всесожжения царя Соломона на жертвеннике и строгий их порядок, – и всё в полном согласии с законом Божьим, данным через Моисея (к примеру, Числа 28). Определенные всесожжения в определенные дни, – всё было четко расписано и утроено Соломоном. Наши жизни также должны являть собой размеренный порядок и согласие с Божьими законами – не только с ритуальными законами Моисея, но скорее с заповедями Христа, наподобие следующей: «умертвите земные члены ваши…» (см. Колоссянам 3:5). Этот момент хорошо заметен при сравнении двух новозаветных отрывков. Смотрите, как 1 Тимофею 3:15 учит нас, с учетом предыдущих стихов, «как должно поступать в доме Божием». Об этом же идет речь и в другом послании Павла: «Всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Коринфянам 14:40). Не имеет значения, превышает ли количество членов церкви сто человек или состоит из одного, – все мы ее представители и, соответственно, должны являть своим поведением определенную благопристойность, чтобы окружающие видели в нас достойных представителей истинной церкви.
О строгом порядке и далее свидетельствует 2 Паралипоменон 8:14-16, где мы видим установленные Соломоном «череды священников по службе их, и левитов по стражам их», – каждый имел свою обязанность и работу, отличную от другого, но все они служили одной важной цели – прославлению Бога в Его храме. В отрывке из 1 Коринфянам, к которому мы уже обращались, контекст говорит о различных духовных дарах в церкви первого века христианства. Мы не имеем духовных даров сегодня (не путать с талантами), но каждый из нас должен по мере своих возможностей нести определенное служение в церкви. Все в той или иной мере должны поработать в «винограднике Господнем». Подчас может показаться, что работа, которую мы можем сделать для нашего Господина, вовсе незначительна или безрезультатна, однако, взятая как целое, она несомненно послужит той важной задаче – прославлению нашего Небесного Отца, если, конечно, делается с верою. И строить мы должны ни на каком другом основании, «кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Коринфянам 3:11). В этой же главе, в стихе 16 апостол говорит, что мы – «храм Божий», и предупреждает далее о наказании для тех, «кто разорит (этот) храм Божий».
Иисус в Храме
В Евангелии от Иоанна 10:22 говорится о празднике обновления. Что это был за праздник, мы можем судить из неканонических книг Библии о восстании Маккавеев, поводом к которому послужило принесение в храме в жертву свиньи при греческом правителе Антиохе Эпифане, что было крайне оскорбительно для евреев. После успешного завершения восстания евреи совершили обряд очищения и переосвящение храма (165г. до н.э.). Нуждаемся ли и мы в этом очищении и переосвящении в нашем служении Живому Богу? Давайте пристально заглянем в себя…
Во время этого праздника, как нам сообщается, «ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» (стих 23), в храме, отличном от того, о котором рассказывает 2 Паралипоменон 8, но, несомненно, построенном на том же месте. И здесь иудеи спросили Его: «Если ты Христос, скажи нам прямо». Своим ответом (стихи 25,32,37,38) Иисус обратил их внимание на Свои дела, которые свидетельствуют о том, что Он – Сын Божий, и что в Нем явлен Отец – их Бог Яхве. Что видим мы, размышляя о наших поступках, – влияние Слова Божьего или влияние наших плотских страстей?
Прочитайте 1 Петра 2:5-10. Апостол говорит о нас, как о «живых камнях», из которых устроен «дом духовный», основанием или краеугольным камнем которому является Христос. Затем, в стихе 9, Петр говорит о цели нашего призвания – «возвещать совершенства Призвавшего» нас. Мы должны вершить дела Божьи, как вершил их Иисус, не творя чудеса – это нам не под силу – но совершенствуя характеры, «полные благодати и истины», – то, что видели ученики в Иисусе (Иоанн 1:14). Петр, один из немногих, бывших «очевидцами Его величия» (2 Петра 1:16), пишет о краеугольном камне, как о камне драгоценном, и в стихах 5-7 говорит о тех чертах характера, которые мы должны «взращивать» в себе в нашем стремлении походить на нашего Учителя. А для этого мы должны следовать по Его стопам, являя величие Отца в наших делах.
Именно эту привычку овец – «они идут за Мною» – имел в виду Иисус, говоря об этом в Евангелии от Иоанна 10:27. Ну, а чтобы идти за Ним, мы должны сначала слышать Его голос и действовать уже в соответствии с Его заповедями. Мы должны, отсюда, понять, какого сорта людьми от нас требуется стать, и уже затем стараться изменить свои жизни, чтобы стать таковыми. Мы можем терпеть в этом неудачу, мы это знаем, но благодаря милосердию Отца мы получим прощение (искренне покаявшись) и дар вечной жизни.
Слава Господа наполняет храм
Именно ко времени получения вечной жизни верующими относится видение Иезекииля в главе 43. Иезекииль (стихи 1-5) становится свидетелем возвращения и наполнения храма славой Яхве. До этого он видел, как она покинула храм, ввиду прегрешений народа. И вот, теперь народы преодолели свои заблуждения, земля очистилась, воздвигнут новый храм, и слава вернулась.
Мы верим, что, уверовав и сохранив эту веру до конца, слава Божья проявится и в нас, когда Божьей милостью будем возвеличены до бессмертия и станем «причастниками Божеского естества» (2 Петра 1:4). Вместе с Христом мы войдем в этот храм «с востока».
В Откровении 3:12 дано следующее обетование: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего». Для того чтобы стать этой несгибаемой частью конструкции храма, мы должны преодолеть все препятствия и искушения, сохранив при этом свою веру. В Послании Галатам 2:9 Павел называет столпами Иакова, Петра и Иоанна, то есть тех, кто служит Истине и стоит прямо среди «строптивого и развращенного» рода, являя собой славные качества характера Всемогущего. Можно ли так сказать о нас? Поддерживаем ли мы Истину во всем, что делаем, и стоим ли в стороне от дел этого развращенного и аморального мира? Как бы то ни было, давайте стараться стать «столпами», чтобы иметь гарантию на бессмертие в царстве Божьем.
Благословение Откровения 3:12 обращено к «побеждающим» – к тем, кто пройдет весь, порою очень скорбный, путь до конца, не уступая постоянным искушениям и не сгибаясь под изнуряющим бременем жизни. Павел в Послании Евреям 3:6 говорит о том же, заявляя, что мы – дом Божий, «если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца».
Общение и трапеза
Итак, обращаясь теперь к символам, хлебу и вину, мы вспоминаем о страданиях нашего Господа, которые Он принял для прославления Его Отца и для того, чтобы мы могли иметь надежду на жизнь вечную. Какие мысли возникают при этом в голове? Несомненно, подобная любовь пробуждает огромное чувство благодарности в нас и выражается в ответной любви к нашему Господу.
Момент, к которому мы сейчас подходим, – торжественный и серьезный; хотя это всего лишь ритуал, но ритуал, являющий собой наше общение с Тем, Кого мы собрались сегодня вспомнить. 1 Коринфянам 10:16,17 говорил о хлебе, как о приобщении телу Христову – «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». Если мы через этот ритуал заявляем о нашем общении с Христом, это, несомненно, требует от нас и соответствующего поведения – посмотрите 2 Коринфянам 6:16 – мы не можем одновременно иметь общение и с Христом и с Велиаром, ибо «какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого».
Приступая к трапезе во исполнение заповеди нашего Господа, давайте решимся на предстоящей неделе не иметь ничего общего с делами тьмы века сего, но будем стоять подобно столпам, являя нашими жизнями Того, ради Которого мы собрались. Давайте слушать Его и следовать за Ним, уповая на Его твердое обещание, что мы можем войти в грядущий век Божьей славы, благодаря праведности, явленной в Его Сыне.
Рой Хайфилд (17.10.2004г.)