На протяжении веков всегда существовали споры о влиянии воли Божьей на наши жизни. Саддукеи и фарисеи во времена Иисуса имели совершенно различные идеи в отношении воли Божьей. Хотя мы и не знаем в точности, во что верила каждая из этих групп, ясно, что саддукеи, партия священников, отрицали любое небесное провидение в жизни отдельного человека. Для них не существовало никаких ангелов, выполняющих какую-либо работу. У них не было веры в личное бессмертие человека. Они не верили в воскресение. Они полагали, что бессмертие означает неизменную волю Божью в сохранении нации Израиля на протяжении столетий.
Наоборот, фарисеи утверждали, что воля Божья воздействует на жизнь человека и избранные или предопределенные получат по Закону Моисееву вознаграждение за свои добрые дела. Они верили в воскресение, но, подобно современным верующим, они также верили в бессмертие души. Верили ли они в судьбу, мы не знаем.
Мартин Лютер и Джон Кальвин, жившие в 16 веке, судя по их работам, верили в предызбрание и в предопределение человека. Они правильно нападали на подход Римской Католической церкви к Писанию и настаивали, что спасение приходит через благодать Божью в соответствии с верой человека. Но, похоже, оба они переоценивали благодать Божью. Кальвин был более категоричен в своих взглядах, заявляя, что Бог предызбрал от сотворения мира часть людей к вечной жизни на небесах и другую часть к вечным мукам в адском огне. Каждая капля дождя, по Кальвину, есть прямой результат воли Божьей.
Конечно, очень трудно (или почти невозможно) примирить небесное предопределение и свободную волю человека. Единственный ответ, который мы можем дать этой проблеме, состоит в том, что Бог знает будущее (в нашем понимании его). И поэтому может предопределить всё, не вмешиваясь в нашу свободную волю. В своем первом Послании Пётр обращается к братьям и сестрам, как к «избранным по предведению Бога Отца» (1 Петра 1:1,2). В Послании Павла римлянам мы читаем: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (8:29). Несколькими стихами позднее, знание Богом будущего позволяет Ему сказать, что Он более предпочел Иакова, чем Исава: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел» (9:11).
Бог не капризен. Он не непостоянен и не действует наугад. Павел старается разрешить эту проблему на примере горшечника и глины, взятом им из Иеремии 18. Мы поддаемся воздействию рук небесного Горшечника настолько, насколько Он работает с глиной человеческой природы. У нас есть свобода воспротивиться воздействию этих любящих пальцев, если есть на то желание. Мы – не марионетки, подвешенные на небесные ниточки. Не являемся мы и винтиками в механизме огромной машины. Не являемся и роботами. Не был таковым и Господь Иисус. Он мог согрешить, иначе Его искушение в пустыне выглядит просто насмешкой. Но Он не уступил соблазнам и прожил безгрешную жизнь.
Но если Бог знает, что мы собираемся предпринять, не Его ли осведомленность заставляет нас делать это? Ответ лежит в нашем понимании времени. Возьмем аналогию (пусть не на 100% идеальную) видеозаписи, скажем, футбольного матча. Смотрящему телевизор кажется, что он смотрит прямую трансляцию матча. Но мы знаем, что идет показ игры, которая была сыграна вчера. С нашим знанием мы можем «предсказать», что произойдет: кто забьет гол, кто получит травму, каков исход игры. Мы не можем изменить ход событий. Мы как бы играем со временем. Мы просто знаем «будущее».
Некоторую помощь может оказать нам притча о Сеятеле. Так ее назвал сам Иисус. Он не назвал ее притчей о различных видах почв. Он не сказал, что почва может помочь себе стать какого-либо другого сорта, чем она есть. Здесь нет никакого фатализма. Иисус не говорит, что Сеятель кинул одно зерно туда, другое сюда, и никакого зерна еще куда-либо. Зерно было разбросано по всему полю. Иными словами, Евангелие предложено всем. Притча повествует о различной реакции посаженных зерен. К примеру, если мы позволим миру топтать своими грязными сапогами наш участок земли, зерно на нем не принесет никакого плода. В притче нет никакого намека, что воля Божья предпочла один участок земли другому.
Давайте обратимся за помощью к Библейской Симфонии. Мы увидим, что слово «воля» имеет два совершенно различных греческих эквивалента. Одна группа слов имеет в своей основе термины «телема», другая – «булема».
Телема – эмоциональное слово. Оно означает, что Бог желает чего-либо, хочет желать. Оно встречается более 270 раз в Новом Завете и ошибочно переведено как «воля» более нежели «желание», как должно (читатель должен иметь в виду, что речь идет об издании Нового Завета на английском языке).
Булема, напротив, определенно означает «волю», т. е. осознанную и направленную цель Бога. Оно встречается только 57 раз.
Возьмем несколько примеров:
(1) Павел обычно начинает свои Послания словами: «Павел, волею Божиею призванный апостол…». Разве говорит Павел, что у него нет выбора, нет альтернативы, нет свободы? Разве он должен быть апостолом? Нет. Слово «телема» указывает, что это желание Бога.
(2) Понтий Пилат говорит иудеям в Евангелии от Марка 15:9: «Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» Слово, использованное здесь – «телема». Позднее, в стихе 15, мы читаем: «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу…». Здесь уже используется слово «булема» – Пилат просто принял решение.
(3) Оба слова мы встречаем в одном стихе у Матфея 1:19: «Иосиф же… не желая (телон) огласить Ее, хотел (эбулете) тайно отпустить ее».
(4) В Деяниях 2:23 слово «буле» используется в рассказе о распятии Христа. «Сего, по определенному совету (буле) и предведению Божию…». Буквально, не просто по воле Божьей, но по особому решению или по особому волеизъявлению Бога. Обратите внимание на включение слова «предведение». Стих продолжает: «Вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили». Это убийство. Божье предопределение, но человеческий злой умысел убил этого замечательного человека.
Деяния 4:27,28 дают нам целый перечень врагов Иисуса: «Ибо… собрались… Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть [букв. решение (буле) Твое] предопределила рука твоя». Господь Иисус имел свободу воли не подчиниться Отцу, о чем говорит Его молитва в Гефсиманском саду: «Отче! О, если бы Ты благоволил (булей) пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля (телема), но Твоя да будет».
Иоанн 10:17,18: «Я отдаю жизнь Мою… Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее». Иисус имел свободу воли или выбора. О том же и у Луки 9:51: «Он восхотел (Его никто не заставлял) идти в Иерусалим».
Я советую для лучшего понимания пометить в наших Библиях все случаи, где встречаются эти два слова. Но, конечно, остается еще ряд стихов в Новом Завете, которые, на первый взгляд, предполагают, что свободная воля человека подавляется Божьей неизменяемой, монархической волей.
Ефесянам 1:4 провозглашает, что Бог «избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира». Означает ли это, что Бог предопределил конкретных людей ко спасению, и так оно и будет? Нет. Здесь нет и упоминания о спасении. Речь идет об евангельском послании и нашем ответе на него. Мы знаем из Второзакония 7:6, что народ Израильский был святым у Господа и что Бог избрал его, чтобы он «был собственным Его народом». Они были в самом деле избранными; особыми. Но Римлянам 11:7 напоминает нам, что не все избранные были приняты Богом, не все были избраны к бессмертию, а только те, кто имел веру. Остальным же «Бог дал дух усыпления».
Эту же идею мы встречаем в Евангелии от Иоанна, главе 8, где фарисеи хвастались своим происхождением от Авраама: «Мы семя Авраамово». На что Христос ответил им (стих 39): «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы… ваш отец диавол» (стих 44). Они не были приняты. Та же картина остается и по сегодняшний день.
В Галатам 1:15 Павел говорит, что Бог избрал его от утробы матери. Но контекст показывает, что речь идет не о спасении, а о проповеди Евангелия, что подтверждает следующий стих: «чтобы я благовествовал Его (Иисуса) язычникам». Павел не был избранным наподобие Иоанна Крестителя. Наоборот, в свои молодые годы он «жестоко гнал Церковь Божию» (стих 13). А в Деяниях 9:1 мы читаем: «Савл же, дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма, чтобы… и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим». Тем не менее, в стихе 15 Господь называет его Своим «избранным сосудом». Да, избранным или отделенным на проповедь Евангелия, но не к предопределенной славе. «Избранный к благовестию Божию» (Римлянам 1:1).
Даже по дороге в Дамаск Павел мог проигнорировать полученное видение. Он признавался царю Агриппе, что «многократно мучил (братьев и сестер) и принуждал (их) хулить Иисуса» (Деяния 26:10,11). Но уже в стихе 19 он заявляет: «Я не воспротивился небесному видению». Он имел в виду, что мог это сделать, у него была свободная воля выбора.
В начале нашей проповеди мы процитировали 1 Петра 1:2: «Избранным по предведению Бога Отца». Но позднее, во втором Послании, после перечисления тех качеств характера, которые должны быть добавлены к нашей вере, Петр предупреждает: «Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь». Наше избрание не является гарантией спасения. Никакого фатализма. От нас требуются дела. И затем, 2 Петра 3:9, сообщает нам, что Бог не желает (буломенос), «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Да, мы имеем свободную волю. Выбор остается за нами.
Давайте сделаем последнее заключение, основываясь на Иакове 4:13. Описывая грандиозные планы неких людей, надеющихся на самих себя, Иаков делает вывод, что всё состоится только в том случае, «если угодно (телесе) будет Господу» (стих 15). Мы никогда не должны забывать эти слова в начале любых наших предприятий.
Сегодня наша свободная воля собрала нас вновь за преломлением хлеба. Так давайте стараться «делать твердым (наше) звание и избрание».
Норманн Билтон (08.06.2003г.)