Библейские проповеди
«За столом Господним»
28.08.2021

Библейские чтения: 4Царств 3; Иеремия 51; 1Коринфянам 11.

Как бы вы себя ощущали, если бы пришли на Хлебопреломление в Коринфскую екклесию задолго до его запланированного начала, но при этом обнаружили бы, что часть братьев и сестер уже приступили к его проведению? Что еще хуже, среди собравшихся несложно было заметить таких участников, которые, по всем признакам, уже явно перебрали вина! Павел говорит по этому поводу в сегодняшних чтениях следующее: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1Кор. 11:20,21).

В первом веке была традиция проводить Хлебопреломление как часть более широкого общего застолья. Это напоминало трапезу, которую ученики Иисуса разделили со своим Господом в горнице перед его арестом. Они совместно вкушали Пасху, после чего Иисус велел им принять хлеб и вино. К сожалению, даже когда коринфские братья и сестры собирались на столь важную общую трапезу, среди них были заметны разделения на обособленные группы. Более богатые имели перед собой обилие еды и много вина! Те же, что были беднее, – а некоторые члены екклесии вообще являлись рабами, – оставались голодными. Неудивительно, что Павел обличает их со всей строгостью: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю» (ст. 22).

Можно быть практически уверенным в том, что при посещении нашего собственного Хлебопреломления, будь то в екклесии или на библейском лагере, мы не столкнемся с подобного рода проблемами, характерными для Коринфской екклесии первого века. Однако весь этот отрывок, посвященный трапезе Господней, имеет для нас немалую пользу. Павел уделяет внимание таким сторонам вопроса, которые могут беспокоить каждого из нас в личном плане. Что мы испытываем, когда читаем следующие слова в стихах 27 и 29? «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем».

Апостол начинает этот фрагмент о трапезе Господней со стиха 17, где говорит так: «Но в последующих наставлениях я не хвалю вас, потому что когда вы собираетесь, то это получается не к лучшему, а к худшему» (ESV). В Английской Библии здесь сказано даже так: «…ваши собрания приносят больше вреда, чем пользы».

Павел говорит, что мы причиняем себе больше вреда, нежели пользы, если приходим на Хлебопреломление с неправильным настроем. Необходимо помнить по настоящему важную причину, по которой мы едим хлеб и делаем глоток вина из чаши Господней. Мы собираемся отнюдь не для того, чтобы вкусно поесть и приятно поболтать с другими братьями и сестрами, но чтобы вспомнить ту цену, которую Господь заплатил за наше спасение. Павел не преследовал цели прогнать верующих от стола Господа, но он лишь стремился исправить их ошибочные поступки и мысли, так чтобы они могли выказывать свою признательность посредством воспоминания жертвы Господа Иисуса хлебом и вином.

Павел напоминает и коринфским братьям, и нам вместе с ними, о заповеди самого Спасителя (ст. 23-26): «Ибо я от самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, едите, сие есть тело мое, за вас ломимое; сие творите в мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в моей крови; сие творите, когда только будете пить, в мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе он придет».

Иисус подчеркивает необходимость частого исполнения этой заповеди, чтобы вспоминать о нем. Если мы живем далеко от остальных братьев и сестер по вере, то для нас важно будет не забывать регулярно вкушать хлеб и делать глоток вина в память о нашем Господе. Если пренебрегать исполнением этой заповеди, то возникает возможность того, что мы забудем о принесенной им за нас жертве, чрез которую получаем прощение своих грехов и обретаем надежду на вечную жизнь вместе с ним в Царстве.

В стихе 23 Павел напоминает нам, что Господь дал заповедь о необходимости вспоминать его в ту самую ночь, в которую он был предан. Его слова со всей пронзительностью свидетельствуют о том, что среди учеников был Иуда Искариот, который тоже разделил трапезу с Иисусом, хоть и намеревался предать своего Господа. Эта мысль находит отражение в ст. 27: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней».

Иисус знал, кто предаст его. Он сказал своим ученикам, собравшимся вместе с ним в горнице: «Истинно говорю вам, один из вас, ядущий со мною, предаст меня» (Мар. 14:18). Совсем нетрудно уловить печаль и разочарование в словах Иисуса. Один из ближайших учеников Господа, один из двенадцати, который был с ним на протяжении трех с лишним лет, замыслил предать его. Слова Иисуса вызвали попытку каждого из учеников исследовать в глубине своего сердца возможность собственной причастности к этому ужасному поступку, так что они, один за другим, стали спрашивать его: «Не я ли?» (Мар. 14:19).

В 1Кор. 11:28 Павел дает нам совет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей». Часть этого испытания или исследования состоит в том, чтобы задать себе тот же самый вопрос. Не получается ли так, что своими действиями или тайными помыслами я отвергаю и, может быть, даже предаю Иисуса, который отдал за меня свою жизнь? Такое искреннее, честное исследование собственного сердца может возыметь место буквально за несколько мгновений до того, как мы возьмем в свои руки хлеб и вино. Однако на самом деле нам необходимо заниматься подобного рода исследованием своего сердца каждодневно. Всякий раз, когда мы осознаем, что перешли черту и согрешили, следует честно признаться в своем проступке Богу и просить Его о прощении. И тогда, взяв в руки хлеб и вино, мы исполнимся еще большей благодарности по причине пролитой Иисусом крови, которая очищает нас и дарует прощение за совершенные грехи.

Давайте поразмышляем теперь о стихе 27. Как вообще можно есть хлеб и пить чашу Господню недостойно? Как человек может оказаться виновным «против тела и крови Господней»? Означает ли это (ст. 29), что если мы едим или пьем без различения тела Иисуса, то мы навлекаем на себя осуждение? Не причиняем ли мы себе больше вреда, нежели пользы? Нет, это не обязательно так. Слово «виновен» не используется здесь для обозначения какой-то одной ошибки или отдельно взятого неудачного дня, отмеченного неверным отношением с нашей стороны. Оно используется в более долговременном, непрекращающемся значении. Мы окажемся под осуждением в том случае, если будем продолжать иметь неправильный настрой разума или предосудительное поведение. Контекстом для этих стихов служит ситуация, которая сложилась в Коринфской екклесии и которую Павел пытался исправить. Некоторые её члены утратили понимание смысла Хлебопреломления. Их умственный настрой, вкупе с их поведением во время трапезы, выглядел неприемлемым. Однако они еще не были потерянными для Господа. Если слова апостола подействовали на них, и они изменились, то всё в таком случае будет для них хорошо. Но если они не исправили своего поведения за столом Господа, то тогда они будут признаны виновными в День, когда предстанут перед ним для Суда: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение… Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (ст. 33,34,26).

Хлебопреломление – это весьма и весьма важная часть нашей духовной жизни. Для нас совершенно необходимо проводить некоторое время в тишине, чтобы вспоминать о своем Господе так, как он повелел нам. Символы хлеба и вина весьма действенным образом напоминают нам об ужасных часах его крестных страданий. Самый кроткий и самый любящий человек из всех, кто когда-либо жил, был ради нас подвергнут жестокому обращению и постыдной, мучительной смерти. Пусть наши сердца и наш разум будут тронуты, когда мы станем размышлять об этом, чтобы воспоминание о нем никогда не превратилось для нас в некую заурядную привычку. Давайте приложим все усилия к тому, чтобы ценить этот незамысловатый обряд, совершаемый нами, и чтобы понимать, почему мы это делаем и кого мы вспоминаем. При всём том, нам не следует сосредотачиваться лишь на грустных и тягостных сторонах страданий и смерти Господа Иисуса. Павел заканчивает словами: «…доколе не придет» (стих 26). Наш Господь – живой Господь. Давайте вспомним его прямо сейчас в символах хлеба и вина. Он грядет, он возвращается. Да будет каждый из нас найден достойным в День, когда он явится для Суда над нами.

Дэвид Николс (29.08.2021г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.