Библейские проповеди
Неблагополучные семьи в книге Бытие
8.01.2012

Отрывки для чтения: Бытие 15-16, Псалом 17 и Матфея 10.

В моей семье каждый день, читая Библию, мы читаем одну из трех порций с нашими маленькими детьми. Мы стараемся читать с ними самые увлекательные, интересные, драматические части, содержащие уроки, которые дети могли бы извлечь для себя, и чтобы они могли видеть актуальность Библии в их жизни. Кроме того, мы обычно читаем о рождении Иисуса из Евангелия от Матфея 2 на Рождество, и начинаем Новый год историей о создании из Бытия. В течение этого года мы несколько раз задавались вопросом, правильно ли мы поступали.

Становясь старше, дети начинают больше понимать, и иногда задают вопросы, которые заставляют нас чувствовать себя неловко. Иногда они задают вопросы, на которые уже знают ответы, но они хотят посмотреть на нашу реакцию – например, если они спросят об обрезании в Бытие 17:10-14, или о том, как Ной напился, и его сын Хам увидел его наготу в книге Бытия 9:18-24.

Тяжело    читать    книгу     Бытия,    не    замечая,    сколькие     патриархи     вышли     из    так    называемых «неблагополучных» семей. Вполне очевидно, что Бог не пытается облагораживать эти семьи, Он рассказывает нам, какими эти люди были на самом деле. Из всех подробностей их жизней, представленных нам, эти странности, кажется, приведены и подчеркнуты особо.

Авраам был женат на своей сводной сестре (Бытие 20:12), а дочери Лота напоили его, чтобы забеременеть от него (Бытие 19:30-36). Исаак, Иаков и десять сыновей Иакова солгали (Бытие 26:6-9; 27:18-24; 37:31-32). Десять сыновей Иакова составили заговор с целью убить Иосифа (Бытие 37:18-21), а Рахиль украла имущество (Бытие 31:19). Авраам и Иаков практиковали многоженство – у них было больше одной жены одновременно. Если бы семейная история такого рода была показана на телевидении, это больше походило бы на мыльную оперу. После всего этого, мы могли бы задать вопрос: «Почему Бог представляет нам этих людей именно таким образом?» Тому есть четыре причины, которые мы сейчас рассмотрим:

1. Это факты

Т.к. Библия описывает факты, а не мифические истории, она описывает реальные события, а не какие-то сказочные картины об идеальных людях с идеальными семьями. Она показывает их такими, какими они были на самом деле – с их хорошими и плохими сторонами. Большинство культур в конечном итоге превращают своих героев в каких-то мифических персонажей, обладающих почти сверхчеловеческими способностями, и лишь немногими, если таковые имеются, недостатками. С другой стороны, люди в книге Бытия, можно сказать, чересчур нормальные и, следовательно, слишком реальны. Это одна из многих вещей, благодаря которым мы знаем, что Библия истинна. Эти люди описаны нам и запоминаются своим верным служением Богу. Несмотря на их слабые стороны, обратите внимание, как в Послании Евреям 11 их помнят именно за их праведные дела!

2. Это наставление для нас

Если бы Библия была полна рассказами о таких людях как Иисус, то есть совершенных и полностью безгрешных, представьте себе, какими подавленными мы бы чувствовали себя, читая о них и сравнивая с нашей собственной жизнью. Мы были бы расстроены нашей полной неспособностью хотя бы приблизиться к стандартам, установленным ими. Однако когда мы смотрим на таких людей веры как Авраам, Исаак и Иаков, мы можем оценивать и восхищаться их верой, но в то же время мы видим, что они, подобно нам, были смертными, грешными людьми. Возможно, эти люди сказали бы то же, что сказали Павел и Варнава в Листре в Деяниях 14:15 – «И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому».

Помимо изучения самих себя, эти записи также помогают нам поразмышлять над нашими обстоятельствами в жизни. Наши братья и сестры не всегда могут являться ярким примером веры и добрых дел, каким они должны быть. Мы можем очень сильно разочароваться, узнав о грехах наших братьев и сестер. Мы, конечно, ожидаем лучшего от них, а потому теряем уважение к ним. Но вместо того, чтобы это разочарование угнетало нас, давайте будем стремиться подняться над обстоятельствами, окружающими нас, и смотреть на совершенный пример Иисуса, за которым мы стараемся следовать, как сказано в Послании Евреям 12:2. Всякий раз, отрывая свои глаза от Иисуса, нашего примера, мы будем разочаровываться в людях, окружающих нас.

3. Библия учит нас прощению

Иногда вы будете слышать предположения, что Бог Ветхого Завета очень отличается от того, как Он представлен в Новом Завете. Одни говорят, что в Ветхом Завете Бога приходилось умиротворять жертвоприношениями животных, а наказания Его были суровыми, иногда включая в себя немедленную смерть. В то время как в Новом Завете, по словам некоторых, Бога более не требовалось умиротворять жертвами животных – Он стал любящим Богом. Хоть я и понимаю это мнение, я его не разделяю. Мне кажется, что Бог проявляет милосердие и прощение с самого начала Ветхого Завета, и ни в одном месте это не очевидно более, чем с патриархами.

Многим из нас тяжело уважать брата или сестру, которые напиваются (как Ной или Лот), или брата, у которого более одной жены одновременно (как у Авраама). Мы бы, вероятно, отказались от этих неблагополучных людей. Тем не менее, мало того, что Бог простил таких людей, как Ной и Лот после того, как они покаялись и обратились от своих путей, Он также выразил им благодарность за те верные дела, которые они совершили. Конечно, мы не можем применять политику «всё дозволено» по отношению к нашим братьям и сестрам. Даже наоборот, если мы не можем контролировать себя или ведем себя аморально, мы навлекаем на имя Иисуса дурную славу. Откровенный грех любого из нас дарует нашим врагам возможность хулить Бога (2 Царств 12:14). Люди и семьи становятся неблагополучными, если они не следуют принципам Божьим всю жизнь.

4. Библия учит нас о вере и праведности

Эти люди в Послании Евреям 11 были названы праведными, потому что у них была вера. Другими словами, совершенные люди не были названы совершенными. Несовершенные люди были объявлены праведными, потому что они верили тому, что говорил Бог. Верующие люди являются людьми действия. Если вы – верующий человек, и вы делаете что-то, вы будете совершать ошибки – иногда небольшие, а иногда и крупные. Бог ясно осуждает тех, кто не действует согласно своей вере – в Послании Иакова 2:20 и 26 говорится, что вера без дел мертва. В то же время, Бог, кажется, очень снисходителен к тем, кто действует с верой, даже если они совершили тяжкие грехи.

Иногда я улыбаюсь про себя, думая о том, что мы становимся частью семьи Авраама, приняв крещение (см. Галатам 3:27-29). Неважно, являемся мы евреями или греками, какой статус имеем в жизни, мужчины мы или женщины, — мы все одно во Христе Иисусе. Я улыбаюсь, потому что, смотря на увеличивающуюся семью Авраама на протяжении всей их истории в книге Бытие, я вижу, как я становлюсь ее частью.

Если мы читаем записи о семье Авраама параллельно с жизнью Иисуса, описанной в Евангелии от Матфея, мы понимаем, что Иисус также жил в семье, которая столкнулась с трудностями. Иосиф был отчимом Иисуса, а потому все Его братья и сестры были Ему сводными. У них всех была одна мать – Мария, но не один отец. Возможно ли такое, что Его братья и сестры смотрели на Него так же, как смотрела семья Иакова на Иосифа – вероятно, считая Его слишком уж совершенным? Нам предоставлено немного информации о детстве Иисуса, но мы знаем, что с юных лет Он стремился исполнять волю Своего Отца.

Отрывками в этих записях, по мере продолжения данного Евангелия, мы также находим информацию об учениках и их семьях. Подумайте о семье Зеведея – его жена хотела лучшего для двух своих сыновей: хорошей позиции для них в Царстве (Матфей 20:20-21). Мы читаем о Симоне Петре, признавшем, что Иисус есть «Христос, Сын Бога Живого» (Матфей 16:13-20), но далее мы читаем в стихе 22: «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» В то время Петр не до конца понимал, что Христу предстояло сделать.

Слово Божье является замечательной книгой. Она показывает нам идеальный путь, через жизнь и смерть Христа, но также показывает нам, что в нашем собственном пути – наших поступках и нашем опыте – нет ничего нового. Испытания, с которыми мы сталкиваемся, являются обычными на протяжении истории – как говорится в книге Екклесиаста 1:9, нет ничего нового под солнцем.

Когда мы будем сейчас размышлять о нашем Господе Иисусе, вкушая от этих символов хлеба и вина, мы можем получить прощение наших грехов и вспомнить, что мы являемся частью семьи Авраама и наследниками спасения, через Него (Галатам 3:29).

Стив Билтон (08.01.2012г.)

Книги: , , ,  |

Комментарии закрыты.