Изучение Библии: Есфирь 9,10; Иона 1; Евреям 6,7.
Наше вчерашнее чтение Библии из Послания Евреям, гл. 5, закончилось сравнением молока с твердой пищей. Такое сравнение предполагает, что читатель Библии должен развиваться, постепенно переходя от поглощения первого к усвоению второго. Совершенно очевидно, что автор считал своих читателей способными понять «мясистый» материал, который он приготовил для них. И сегодняшние главы, несомненно, тоже попадают в категорию «мясистого материала».
Автор призывал верующих евреев первого века признать, что Иисус устранил всякую необходимость следовать Закону Моисея. Как говорит апостол Павел в Послании Римлянам 10:4: «Конец закона – Христос, к праведности всякого верующего».
Автор Послания Евреям уже продемонстрировал, что Иисус стоит выше ангелов. Он утверждает, что Иисус превосходит Моисея. Теперь ему нужно показать, что священство Иисуса превыше священства Аарона. Эту часть он начинает с доказательства того, что подчеркивает обозначенную им в самом начале мысль, согласно которой Иисус ныне находится на небесах, где и исполняет своё служение Первосвященника.
В скинии – а позднее и в Храме – существовало четкое различие между Святилищем и Святым Святых. Иудейские священники служили в Святилище ежедневно. Но в Святое Святых, располагавшееся за завесой, мог войти один только Первосвященник, и то лишь раз в год. В День Искупления ему разрешалось входить в присутствие ангела Всемогущего Бога с жертвенной кровью, дабы обрести прощение грехов, совершенных народом. Однако Иисус после своего воскресения вошёл «во внутреннейшее за завесу» (Евреям 6:19), то есть в ту часть Храма, которая представляет собой само Небо. Теперь он восседает «…одесную престола величия» (Евреям 1:3). Поскольку теперь он бессмертен, то он и стал «…Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Еврням 6:20).
Данный фрагмент в Послании Евреям 7 является третьим случаем во всей Библии, когда мы встречаем этого загадочного персонажа – Мелхиседека. Он очень кратко появляется буквально из ниоткуда в исторической летописи жизни Авраама в Книге Бытие, гл. 14. Затем, 1000 лет спустя, его имя вновь всплывает в Псалме 109. Наконец, еще 1000 лет спустя, причина его двух более ранних появлений становится понятной благодаря именно Посланию Евреям: Мелхиседек предвещал новое священство, радикально отличающееся от священства Ааронова, исполнявшегося по Закону Моисея. Например:
- Он был и царем, и священником
- Он не происходил из колена Левия
- Он не наследовал свое служение от кого-то другого
- Он не передал свое служение кому-то другому
- Он был выше даже Авраама
Все эти уникальные особенности Мелхиседека в Писании ведут нас к Господу Иисусу Христу. Его назначение Богом становится неотъемлемой частью призыва, с которым автор Послания обращается к своим читателям, побуждая их двигаться вперед от утешительных ритуалов закона Моисея, целиком исполнивших своё предназначение. Чуть позже в своем послании он опишет Закон Моисеев следующими словами: «…тень будущих благ» (Евреям 10:1). Закон Моисеев противопоставлялся вечному спасению, которое Господь Иисус сделал для нас возможным и достижимым. Мы обязаны двигаться вперед, принимая величие этого Первосвященника, рожденного, чтобы стать Царем.
Одной из самых примечательных особенностей Послания Евреям является частое цитирование его автором стихов из Ветхого Завета. Он непременно должен был использовать такой подход, если хотел убедить своих еврейских читателей первого века, что эта смена священства была изначально предсказана в Слове Божьем. Следовательно, на то была и воля Самого Бога.
В Послании Евреям 7 весьма заметным образом используется Псалом 109, содержащий второе упоминание Мелхиседека. Три раза апостол подводит нас к первому стиху, и каждый раз акцент он делает на чём-то ином. Так, в Послании Евреям 7:11 он делает упор на «чин Мелхиседека», заменяя им чин Аарона. Затем в стихе 17 речь идет о неподверженной влиянию времени природе священства Мелхиседека: «Ты священник вовек…». В этом усматривается противопоставление священству Аарона, поскольку его длительность ограничивалось жизнью человека, со смертью которого оно переходило к кому-то другому. Наконец, в стихе 21 упор делается на то обстоятельство, что священство Иисуса подкреплено клятвой от Бога: «Клялся Господь и не раскается…». Такой безусловный язык никогда не используется в отношении священства Ааронова. Но здесь он применён. Итак, у нас есть три цитаты в Послании Евреям 7, взятые из Псалма 109, каждая из которых устанавливает различия между старым порядком священства Аарона и новым порядком священства Иисуса. (Я в долгу перед другим Братом за то, что он указал на эти важные моменты из Псалма 109). Тайна, окружающая оба упоминания Мелхиседека в Ветхом Завете, теперь объяснена: Бог хотел, чтобы мы знали, что истинным и вечным Первосвященником является Его Сын.
Автор Послания Евреям теперь расширяет контраст между «старым» и «новым», подчеркивая несовершенную природу прежнего священства. Священник из числа левитов мог служить своей общине только до дня собственной смерти, после чего взять на себя ответственность за это служение должен был кто-то другой. Но этого не может произойти с Иисусом, потому что он разрушил узы смерти своим воскресением из мертвых. Иисусу надлежало умереть, потому что он родился от Марии и, следовательно, тоже был смертным. Если бы его не казнили римляне, то он в конечном счёте умер бы от старости. Он был приговорен к той же смерти, что и каждый из нас. Однако в его случае следует сказать о том, что он не заслуживал смерти. Смерть является следствием греха с тех самых пор как Адам и Ева ослушались Бога в Едемском саду. Мы все заслуживаем смерти, потому что мы все грешники. Но Иисус не имел греха. Посему, согласно словам апостола Петра, «Бог воскресил его [Иисуса], расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать его» (Деяния 2:24). Воскресший Христос не может умереть снова. Поэтому, говорит автор Послания Евреям, «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евреям 7:24).
Итак, мы подходим к кульминации нашей главы и к моменту, когда слова уже обращены не только к слушателям первого века, но и к читателям всех остальных веков: «Посему и может спасать до конца приходящих чрез него к Богу, потому что он всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:25, KJV).
«Cпасать до конца» (KJV) – какая это потрясающая фраза! Один библейский комментатор сказал об этом выражении следующее: «Это избавление от греха; не просто от наказания за грех, но от вины за него, от производимого им осквернения и от самой его власти». Силу и масштаб слов «до конца», возможно, получится оценить, если взглянуть на единственный другой случай в оригинальном греческом тексте Нового Завета, где оно встречается. В Луке 13 содержится повествование о восхитительном чуде, совершенном Господом Иисусом, когда он исцелил женщину с заболеванием позвоночника, из-за которого она не могла стоять прямо. В одном расширенном переводе Луки 13:11 говорится: «…она была полностью согнута вперед и совершенно неспособна выпрямиться или посмотреть вверх». Господь Иисус избавил ее от такого состояния, которое было неподвластно любому медицинскому вмешательству. Так и с нашим спасением. То, что было совершенно недостижимым для несчастной женщины, стало полностью возможным для нашего Первосвященника Иисуса Христа. Мы имеем всякое заверение в том, что не существует ни одной грани греха, исповеданного нами и получившего наше раскаяние, с которой не могла бы справиться жертва Господа. Нет ни одного темного угла в нашей жизни, в который Божья любовь во Христе не могла бы проникнуть и омыть его светом прощения.
Сколь величайший акт любви и самопожертвования мы готовы вспомнить в очередной раз, принимая хлеб и вино, и обновляя свою веру в общении с другими христадельфианами по всему миру. Апостол Павел сказал в Римлянам 8:31: «Если Бог за нас, кто против нас?» Здесь, в этих символах совместно действующей любви Отца и Сына, содержится радушное напоминание о том, что Бог полностью и недвусмысленно «за нас»
Стив Уэстон (1.12.2024г.)