Изучение Библии: Иов 10; Михей 6; Иаков 2.
Наше сегодняшнее библейское чтение – из послания Иакова 2. В 1-4 стихах говорится следующее: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Иакова 2:1-4).
Такое предупреждение Иакова ставит перед нами определенную задачу, заставляющую задуматься о своем отношении к окружающим. За последние несколько лет многие христадельфианские экклесии в Великобритании были благословлены множеством заинтересованных друзей, в основном беженцев, которые стремятся узнать Евангелие. Нам было необходимо научиться разговаривать с ними на простом языке с помощью переводчиков. Кроме того, возникали проблемы с социальным обеспечением, когда они становились нашими новыми братьями и сестрами во Христе. Будем честны, некоторые из нас, возможно, попадали в ту самую ловушку, от которой предостерегает Иаков в приведенных выше стихах. Во времена Иакова искушение смотреть на других верующих свысока, скорее всего, проистекало из культурного разрыва между иудеями и язычниками, а также из социальной пропасти между свободными гражданами и рабами. Брат-иудей мог легко унизить новообращенного язычника, который не был воспитан в законе Моисея с детства, и к тому же в обществе того времени женщины и рабы обычно обедали отдельно от мужчин. Однако предостережение Иакова актуально для нас и сегодня, не только когда мы собираемся вместе, чтобы вспомнить Иисуса, но и везде, где мы благовествуем Евангелие и встречаем разных людей.
В Деяниях 10 Пётр столкнулся с похожей проблемой. Когда он находился на крыше дома своего хозяина в Иоппии, римский сотник по имени Корнилий, находившийся за много километров от него в Кесарии, молился Богу Израиля. Корнилий был удивлен, когда к нему обратился Ангел, который дал указания, как связаться с апостолом Петром. О Корнилии сказано, что он был: «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:2). Корнилий является прекрасным примером для нас сегодня. Тем временем Петр получил видение о нечистых животных. Трижды ему предлагали убить и съесть их, но он отказался, сказав: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (стих 14). Он придерживался убеждения, что ему разрешено есть только то мясо, которое было одобрено законом Моисея.
Поначалу он не хотел, чтобы его просили проповедовать язычникам. Но вскоре после встречи с Корнилием он понял, что его видение означает, что Бог благоволил принять язычников в Свою семью. В стихах 34,35 Пётр наконец признает это перед семьей Корнилия: «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».
Петр ничего не знал о преданности Корнилия и о его праведных поступках, которые он совершал частным образом. Таким образом, в этом очень важный урок – нас увещевают не пытаться предугадывать мотивы тех, кто приходит в нашу жизнь или экклесию, а также какую веру и духовные убеждения имеет заинтересовавшийся человек, который стремится узнать больше об Евангелии.
В Иакова 2 Апостол говорит о том, что мы можем быть склонны проявлять благосклонность к человеку, основываясь на его манере одеваться. Также и другие факторы могут способствовать формированию негативных чувств по отношению к людям из разных слоев общества. В притче о богаче и Лазаре (от Луки 16:19-31). Иисус рассказывает историю о богатом человеке, который не обращал внимания на присутствие нищего Лазаря у своего порога, проходя мимо него день за днем и игнорируя его. Примечательно, что Лазарь не сказал ему ни слова. Остается только догадываться, как долго Лазарь сидел там, надеясь, что богач предложит ему еду. Затем и богач, и Лазарь умерли. Но слишком поздно богач осознал, что он не оказал милосердия к Лазарю при жизни, в то время как Лазарь был «отнесен Ангелами на лоно Авраамово» (стих 22). Иисус учит нас, что надменное, пренебрежительное и эгоистичное поведение неприемлемо для Бога.
Павел показывает нам хороший пример проповеди для широкого круга слушателей, когда он посетил Филиппы в Деяниях 16. Его первым собеседником там была уважаемая предпринимательница Лидия, переехавшая из Фиатиры в Малой Азии в Филиппы. Лидия описывается как богобоязненная женщина. Павел встретил ее на берегу реки, где еврейские женщины собирались для молитвы. Она слушала его вместе со своими домашними и впоследствии крестилась (Деяния 16:15). Также Павел встретил и совсем другую женщину – служанку, одержимую «духом прорицания» (Деяния 16:16). Мало известно о ее происхождении и личных обстоятельствах, но можно сказать точно: когда Павел исцелил ее, скорее всего, хозяева, которые использовали способности этой служанки в своих корыстных целях, отказались от нее, оставив ее без средств к существованию.
Затем мы встречаем в филиппийской тюрьме тюремщика, где содержались Павел и Сила. Вероятно, это был весьма грубый человек, не отличавшийся особой любезностью и от которого трудно было бы ожидать интерес к Евангелию. Однако, когда он сам стал свидетелем чудесного землетрясения, открывшего двери тюрьмы и услышал, как Павел и Сила посреди ночи поют гимны, тюремщик был глубоко тронут. Осознав, что Павел и Сила обладают Истиной, он вбежал в камеру, чтобы спросить Павла, что он должен сделать, дабы обрести спасение, а затем вместе со своей семьей принял крещение (Деяния 16:30-33). Таким образом, Павел оставил в Филиппах группу людей: преуспевающего торговца, обедневшую женщину-рабыню и римского тюремщика. Все эти люди и сформировали новую экклесию в Филиппах.
Наш последний пример – Раав. В библейских записях совершенно недвусмысленно говорится, что Раав была проституткой. Некоторые могут удивиться, что иерихонские соглядатаи, посланные Иисусом Навином, нашли убежище в ее доме. Возможно, регулярные визиты и уходы незнакомых мужчин послужили для них хорошим прикрытием. Однако Раав продемонстрировала соглядатаям, что она уважает Бога Израиля. Она сказала:
«Я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили… Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу; итак поклянитесь мне Господом что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти» (Иисус Навин 2:9-13).
Поступки Раав были продиктованы ее верой, которая побудила ее предоставить убежище соглядатаям и убедить свою семью укрыться вместе с ней. Таким образом, Бог позаботился о презираемой проститутке Раав и даровал спасение ей и ее семье, несмотря на ее грехи и дурную репутацию в обществе.
Кто же был тем библейским персонажем, которого никогда не волновало происхождение тех, кого он встречал? Разумеется, это Господь Иисус Христос. На протяжении всего Своего служения Иисус проявлял любовь и сострадание к людям из всех слоев общества, принимая каждого, кто искал Его, – иудеев или язычников, богатых или бедных, праведников или грешников. И мы воздаем Ему хвалу глубокой благодарности за это! Ведь Иисус и поныне приглашает нас этими утешительными словами: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (от Матфея 11:28-30).
Итак, наше сегодняшнее увещевание о том, что Господь Бог нелицеприятен. Он предлагает спасение всем, независимо от происхождения, и наша задача – провозглашать об этом другим людям и отражать Его нелицеприятную любовь к ним в нашей повседневной жизни. Принимая хлеб и вино, мы вспоминаем жертвенную смерть Иисуса, благодаря которой все мы искуплены. Да придет Его Царство поскорее!
Бен Уиллей (8.12.2024г.)