Библейские проповеди
«Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1)
15.04.2023

Библейские чтения: Числа 35; Притчи 26; Иоанн 8.

Однажды Иисус сказал Своим ученикам: «Не судите, да не судимы будете» (Матфей 7:1). Это разумный совет. Эти слова повторил апостол Павел в Послании к Римлянам 2:1. Однако и Иисус, и Павел дали нам инструкции о том, как бороться с плохим поведением в экклесии, включая удаление членов, чье поведение неприемлемо. Можно подумать, что для выполнения такого действия требуется определенная доля осуждения. Итак, как же нам понять эти, казалось бы, противоречивые идеи?

Возможно, вы сталкивались с выражением: «Что бы сделал Иисус?» Несколько лет назад у нашей молодежи было модно носить браслеты с вышитой на них надписью «WWJD» (в переводе на русский сокращение «ЧБСИ» = «Что бы сделал Иисус», прим.перев.). На первый взгляд, это кажется отличной идеей. Мы всегда пытаемся копировать Иисуса, поэтому напоминание себе о необходимости перенять Его подход к проблеме кажется хорошей идеей. Однако мы должны быть осторожны, чтобы не истолковать неправильно Его заповеди.

Давайте возьмем, к примеру, рассказ, который мы встречаем в нашем сегодняшнем чтении Нового Завета о женщине, уличенной в прелюбодеянии (Иоанна 8:3-10). Некоторые сказали бы, что Иисус простил женщину, и поэтому, принимая идею ЧБСИ, мы также всегда должны прощать прелюбодеяние. Но в преддверии этого заявления Иисуса мы обнаруживаем, что весь инцидент был подстроен врагами Иисуса, чтобы заманить Его в ловушку. В стихе 6 мы читаем: «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его». Итак, было ли обвинение против этой женщины вообще правдой? Где были свидетели того, что она совершила преступление? Стих продолжается: «Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания». Что Он писал? Высказывалось предположение, что Он перечислял, один за другим, грехи обвинителей этой женщины. Реальных доказательств этому нет, но это объяснило бы, почему они уходили по одному, поскольку каждый видел свое имя в пыли и список своих грехов. Другое объяснение заключается в том, что Он переписывал Иеремию 17:13, где говорится: «Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой»».

В этом случае фарисеи, возможно, поняли, что цитата относится к ним. Они должны были быть моральными стражами Израиля, и все же они были здесь, неспособные распознать «Господа, источник живой воды», даже несмотря на то, что Он склонился перед ними.

Смысл встречи состоял в том, чтобы показать, что только Иисус был в состоянии судить грешную женщину. Стоит отметить, что здесь не говорится, что Иисус простил ее. Это просто говорит о том, что Он решил не осуждать ее. Здесь используется греческое слово «катакрино», что буквально означает «судить вопреки». Никто из нас не знает точных обстоятельств того, через что проходят другие наши братья и сестры, или почему они могут поступать так, как они поступают. Мы все подобны айсбергам, большая часть структуры которых находится под поверхностью воды, где она невидима. К сожалению, мы можем быстро судить о людях, основываясь лишь на скудных деталях.

В Евангелии от Матфея 18:15-17 нам дается совет о том, что делать, если мы действительно думаем, что наш брат согрешил против нас. Прежде всего, говорит Иисус, пойдите повидаться с этим человеком наедине. Это хороший совет, поскольку человеческой природе свойственно, что у каждого свое мнение, и вовлечение других может лишь запутать дело. Могло даже случиться так, что мы ошиблись, и у человека была веская причина для своих действий. Но если он был виновен, а затем решил извиниться, мы можем простить и забыть все это. Только в том случае, если человек отказывается признать свою вину, мы должны привлекать других людей, которые могут выступить в качестве свидетелей.

Иисус следует Своему совету притчей, иллюстрирующей подход, которого мы должны придерживаться, когда имеем дело с нашими братьями и сестрами, пытаясь решить проблему без конфликта.

Эту притчу можно прочитать в Евангелии от Матфея 18:21-35. Иногда ее называют «притчей о неумолимом слуге». В ней мы читаем, как слуге был прощен долг в «десять тысяч талантов», но затем он отказался простить своему товарищу-слуге долг в «сто динариев». Долг первого человека был огромен. В моей учебной Библии говорится, что в сегодняшних деньгах это могло бы составить до 6 миллиардов долларов. Второй долг, для сравнения, составлял всего несколько тысяч долларов. Бог простил каждому из нас огромное количество грехов. Так что, разумеется, мы можем быть великодушны, прощая небольшой долг нашему брату. Когда мы думаем о цене, которую Христос заплатил за наши грехи Своей смертью, и о том факте, что наши грехи быстро прощаются, если мы раскаиваемся и просим прощения, несомненно, мы сможем найти в себе силы простить наших братьев и сестер, когда они обидели нас или каким-то образом пренебрегли нами?

В Евангелии от Матфея 5:44,45 мы читаем об одной из самых могущественных (но труднопреодолимых) заповедей Иисуса: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Мы знаем, что временами бывает трудно любить других наших братьев и сестер во Христе, не говоря уже о наших врагах. Мы можем страдать от их резких слов или упущенной любезности, чувствовать себя расстроенными и злыми. Но когда мы видим, как Иисус жил по Своим собственным заповедям, вплоть до Своего последнего вздоха, это заставляет взглянуть на наши огорчения в перспективе. В Евангелии от Луки 23:34 мы видим высший пример любви Иисуса к Своим врагам. Вися на кресте в агонии, Иисус говорит: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Даже в этот момент Иисус смог простить людей, которые убивали Его. Мы все далеки от примера, поданного Христом.

Давайте вернемся к лозунгу ЧБСИ (“Что бы сделал Иисус?)” Возможно, нам следует спросить в нашем собственном случае: «Что сделает Иисус?» Однажды Иисус будет судить нас всех. Мы знаем, что Он будет судить нас справедливо. Но только в этот момент мы узнаем, были ли наши действия приятными и правильными, или же мы где-то промахнулись.

Мы не будем привлечены к ответственности за действия наших братьев и сестер. Нас будут судить индивидуально. Возможно, сейчас самое время взглянуть на то, как мы действуем, и как мы относимся друг к другу, и на то, что мы говорим.

В другой притче Иисус высмеивает человека, который пытается удалить крошечную пылинку из глаза своего брата, не подозревая, что у него самого огромная щепка, мешающая его собственному зрению. Мы призваны не судить или критиковать друг друга, но созидать друг друга, идя вместе в любви и гармонии, точно так же, как Иисус поступал со Своими учениками.

Поскольку сейчас мы вспоминаем Иисуса в хлебе и вине, давайте вспомним Того, Кто «…взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:4,5).

Эндрю Феннер (16.04.2023г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.