Библейские проповеди
“И узрит всякая плоть спасение Божие” (От Луки 3:6)
11.03.2023

Библейские чтения: Левит 20; Псалтирь 118:129-176; Ев. от Луки 3.

Иоанн Креститель, должно быть, был одним из самых ярких и необычных людей всех времен. Он носил грубую одежду и ел дикую пищу. Он жил и проповедовал в пустыне, где мало кто мог выжить. Народ Израиля, лишенный своими лидерами всякой подлинной духовной пищи, стекался, чтобы послушать его. Они ловили каждое из его слов, упиваясь его посланием, как измученный жаждой человек, нашедший оазис в пустыне. Он был тем, кто оживил для них Божье слово, кто имел мужество противостоять фарисеям и саддукеям (от Матфея 3:7) и даже выступить против Ирода и Иродиады (от Луки 3:19). Вот человек, посланный от Бога.

Первая часть Евангелия от Луки гл.3 описывает послание Иоанна людям. “Покайтесь и креститесь, и вы будете свободны от бремени греха”, – был его призыв. “Готовьтесь к встрече с тем, кто должен прийти. Готовьтесь к прибытию вашего царя!” Некоторые так и сделали. К сожалению, остальные послушали, и отвернулись. Некоторые пришли креститься, но не собирались менять свой образ жизни. Неудивительно, что Иоанн осудил этих людей как лицемеров. И всё же многие люди страстно полюбили Иоанна. Об этом свидетельствует тот факт, что даже после его смерти вожди боялись произнести слово против Иоанна, опасаясь реакции народа (от Луки 20:4-6).

Представьте, что вы стоите прямо там в пустыне и слушаете верного вестника Божия, одетого в грубую верблюжью шубу с кожаным поясом (от Матфея 3:4). Представьте, что вы слышите толкование Божьего слова. Возможно, впервые вы понимаете, что было сказано, потому что его обращение было сделано простым языком. Какое, должно быть, было удивительное время!

Перед нами работа Иоанна, описанная в Евангелии от Луки 3:4-6. Сам Иоанн цитировал написанное в Исаии 40:3-5. Он взывал к народу, находившемуся подобно в пустыне, в которой обитал он сам, мёртвым по преступлениям и грехам. Он призвал их измениться, подготовиться к встрече с Господом Иисусом, который вскоре после этого придет к ним. Они должны были сделать свою жизнь «прямой», подобно римским дорогам, пересекавшим империю. «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (от Луки 3:5).

Интересным образом здесь описывается преобразование ландшафта Иудеи. Изображены четыре разные задачи для дорожников – засыпка низин, понижение холмов, выравнивание кривых и сглаживание неровностей на дороге. Возможно, мы читаем этот стих и удивляемся, о чем идет речь. Действительно ли нужно было изменить топографию Израиля, чтобы подготовиться к служению Учителя? Конечно нет! Сами люди должны были измениться. Как говорит нам контекст: «…и узрит всякая плоть спасение Божие» (от Луки 3:6).

Таким образом, преобразование топографических особенностей Земли является символическим описанием людей, видящих и пользующихся Божьим предложением спасения. Исаия сказал, что это будет включать «всякую плоть», а не только евреев. Со временем, и особенно после вознесения Учителя на небо, эта великая надежда принесет пользу и язычникам, ибо евангельская весть дойдет «до края земли» (Деяния 1:8). Это связано с обещаниями, данными праотцам еврейского народа. Аврааму было сказано, что через его семя: «…благословятся все племена земные» (Бытие 12:3).

Что же описывают четыре вида ландшафта или четыре его черты, описанные в Евангелии от Луки 3:5, и какие уроки мы можем извлечь из них, готовясь принять символы любви нашего Отца и жертвы нашего Учителя?

Долина по самой своей природе это низина. В зависимости от крутизны может быть очень трудно вырастить что-либо ценное на ее склонах. Внизу может быть ручей или река, но спускаться туда может быть опасно. Давид писал о «долине смертной тени» (Псалом 22:4), возможно, намекая на его битву с Голиафом (1 Царств 17:2,3). Но Иоанн Креститель говорил о том, что долины наполнятся. Итак, смиренные должны были подняться. Здесь, безусловно, сказано о простом народе. Они подошли к Иоанну и спросили: «Что же нам делать?» (от Луки 3:10). Иоанн, повторяя закон Моисея, велел им помогать нуждающимся (см. Второзаконие 15:7-11). Если бы они поступали так, то угодили бы Богу и получили награду от Него.

Горы вообще неподвижны. Ландшафт региона может медленно меняться с годами. Деревья могут быть выкорчеваны. Старые здания могут рушиться, а на их месте возвышаться сверкающие новые строения. Но остаются горы. Они возвышаются над регионом. Вот таковыми были лидеры Израиля. Они доминировали над своими подданными. Простые люди были в ужасе от силы, которой они обладали (от Иоанна 7:13). Эти люди, во исполнение слов Иоанна, будут унижены. Вся их сила исчезла, когда Иерусалим был разрушен в 70 году нашей эры. Дабы избежать Божьих судов, их единственная надежда заключалась в подчинении Слову Божьему и принятии Иисуса как своего Мессию. К счастью, после вознесения Учителя на небеса некоторые так и поступили (Деяния 6:7).

Даже сегодня мы иногда используем слово «кривой», чтобы описать пути нечестного человека. В новозаветные времена о сборщиках налогов говорили, что они нечестны и часто объединяются с грешниками или блудницами (от Матфея 9:10, 11:19, 21:31). Тем не менее, они подошли к Иоанну, назвав его «учителем» (от Луки 3:12) и задав тот же ключевой вопрос: «Что же нам делать?» Иоанн был предельно ясен: они должны были собирать с людей только тот налог, на который имели право, и не более того. Хотя обычно они собрали больше.

Дважды в книге Екклесиаста мы читаем о кривых вещах, которые нельзя выпрямить (Екклесиаст 1:15, 7:13). Так может быть в естественном мире, но когда дело доходит до людей, приходящих с верой и искренним желанием раскаяться, – никто не находится за пределами спасительной руки нашего Бога и Его Сына. Кто был самым грубым из людей во времена Иоанна? Преступники, наверное. Некоторые из них боролись за свержение римского владычества. Вероятно, наибольшей силой обладали римские солдаты. Они появляются в нашей главе в Евангелии от Луки 3:14. Они также спросили, что Иоанн требует от них. Его ответ, пожалуй, самый удивительный из всех. Они должны были довольствоваться своей заработной платой; никогда не предъявлять ложных обвинений против кого бы то ни было и, что удивительно, избегать насилия. Несмотря на то, что земля Израиля была завоевана железной мощью Рима, всё равно была бы потребность в солдатах, чтобы разгонять недовольных или подавлять восстания. Может ли человек быть солдатом и отказаться сражаться? Ведь это именно то, о чем Иоанн просил этих людей. Если бы они были послушны его посланию, то, наверняка, столкнулись бы с очень серьезными трудностями, когда их призвали выполнять свои обязанности.

Как мы уже отмечали, перед Иоанном предстали четыре различные группы людей. Трое из них (простой народ, мытари и солдаты) спросили: «Что нам делать?» Четвертая группа, правители, отказывались признать необходимость покаяться. По мнению Иоанна, они не показали плодов праведности, указывающих на раскаявшийся разум. Они хвалились своим еврейским происхождением (стих 8). Неудивительно, что Иоанн осудил их. Он назвал их порождением ехидны или змеиным семенем (стих 7). Когда Иоанна спросили, кто он такой, он ответил: «…глас вопиющего в пустыне: приготовьте пути Господу, как сказал пророк Исаия» (от Иоанна 1:23). Иоанн был голосом Бога. Он был живым, дышащим проявлением слова Божьего, прообразом Иисуса, который будет: «Cловом, ставшим плотью» (от Иоанна 1:14).

На протяжении многих лет люди читали или слышали Божье слово. Те, кто принимает его как вдохновенное и полезное, задают тот же ключевой вопрос: «Что же нам делать?» Вот как все мы должны читать Писания. Мы должны сравнить свою жизнь с жизнью верных, которые ушли раньше, и особенно с Иисусом Христом, чтобы увидеть, какие улучшения нам нужно сделать. Действительно, поскольку мы едим хлеб и пригубляем вино, это одна из основных целей нашей совместной трапезы. Нам нужно исследовать себя в свете его примера совершенства (1 Коринфянам 11:28) и стремиться исправить то, что пошло не так. Точно так же, как те люди собрались перед Иоанном в пустыне Иудейской, мы собираемся вокруг символов тела и крови Иисуса и стоим перед тем же жизненно важным выбором. Итак, давайте же выберем жизнь (Второзаконие 30:19).

Джонатан Коуп (12.03.2023г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.