Библейские чтения: Иов 22; Аггей 1,2; 1 Послание Иоанна 5.
В 2012 году скончалась последняя в мире остававшаяся в живых ветеран первой мировой войны. Флоренс Грин была членом британских женских королевских военно-воздушных сил, служила официанткой. В то время, когда в средствах массовой информации было объявлено о ее смерти, люди очень хорошо понимали, что это означало потерю живого свидетеля того, на что был похож этот конкретный конфликт. В живых больше не осталось никого, кто испытал бы те события на себе лично и мог бы рассказать о них из первых рук.
В первом Послании Иоанна можно обнаружить ту же тему умерших очевидцев. В данном случае это были очевидцы Господа Иисуса Христа. Во времена апостола Иоанна еще были люди, которые лично видели Иисуса. Возможно, были и такие, кто знал Его еще маленьким мальчиком. Было много тех, кто был свидетелем Его чудес и слышал притчи из первых уст, а некоторые были исцелены Его доброй рукой. Были еще живы те, кто точно знал, что произошло после Его смерти, и вскоре после этого пережил беспорядки в Иерусалиме. Должно быть, это было изумительно – общаться с ними и возрастать в вере, слушая их воспоминания о Господе.
Иоанн – один из нескольких авторов Библии, которые лично видели воскресшего Господа, и он стремится подчеркнуть это в начале своего первого послания: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни…» (1 Иоанна 1:1).
Здесь Иоанн предъявляет свои полномочия как свидетель Иисуса и представляет ключевую тему своего письма: как долго еще апостолы, видевшие Иисуса, будут оставаться в живых, чтобы рассказать вам о Нем? Мы находим ту же обеспокоенность в послании Петра, когда он также утверждает, что был очевидцем: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия… И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним…» (2 Петра 1:16,18).
В записях Иоанна эта тема кажется особенно актуальной. Он пишет: «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас…» (1 Иоанна 2:24). Другими словами, прислушивайтесь к доказательствам, которые вы получили из первых рук, а не к басням, которые выросли с тех пор. Мы можем заметить его переживания и в его Евангелии, где Иоанн использует слова для доказательства и свидетельства гораздо чаще, чем другие авторы Евангелий. Он даже высказывает мнение о том, как люди могут быть убеждены в истине, прочитав то, что он написал. О знамениях, которые совершил Иисус, он говорит: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий…» (Иоанна 20:31).
Получатели посланий Иоанна, по-видимому, боялись того, что может случиться с Истиной после ухода Иоанна и его современников. Этот вопрос возникает и у нас, живущих через 2000 лет после событий, которые мы считаем столь основополагающими для нашей веры. Всегда полезно иметь возможность поговорить с теми, кто видел события своими глазами. В нашем случае мы должны доверять Священным Писаниям и принимать их как наше свидетельство. В 1 Иоанна 5 мы достигаем апогея этой темы, когда Иоанн говорит: «Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» (стих 9).
Существует разница между свидетельством людей и свидетельством Бога. В Евангелии от Иоанна Нафанаил был убежден, что Иисус являлся сыном Иосифа, прежде чем узнал правду о Его рождении. Люди отказались признать свидетельство Лазаря, когда Иисус воскресил его из мертвых. Фарисеи отвергли свидетельство человека, рожденного слепым. Что имеет в виду Иоанн, когда говорит: «…это есть свидетельство Божие»? Каковы ключевые моменты, которые выдержат испытание временем для всех его читателей, чтобы они могли быть уверены в прочном фундаменте своей веры вплоть до 21-го века?
Есть три свидетеля, перечисленные для нас непосредственно перед этим стихом в 1 Иоанна 5:78: «Ибо три свидетельствуют… дух, вода и кровь; и сии три об одном». Давайте рассмотрим, что означают эти три символа. Они важны для нас как учеников в последние дни.
Вода должна относиться к крещению Христа. В первой главе Евангелия от Иоанна автор показывает, что крещение Христа является одним из самых ранних свидетельств Его притязаний на то, что Он – Сын Божий. Эта истина была ясно подтверждена Самим Богом: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды… И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 3:16,17).
Иисус настаивал на том, чтобы Его крестили, даже когда Иоанн считал это лишним. Некоторым церквям было бы трудно объяснить, почему Иисусу нужно было креститься. Если вы верите в равноправного Бога Троицы, то для Иисуса не было смысла креститься. Самое замечательное здесь то, что, когда мы крестимся, мы также показываем свою веру в Иисуса. Мы были крещены, потому что познали истину о Нем.
Но, конечно, Его крещение было только началом. Одно только крещение не доказывало полностью, что Иисус являлся Сыном Божьим.
Кровь была вторым, жизненно важным свидетельством, и для этого мы приходим к жертве Христа. Особые отношения Иисуса с Богом были подтверждены тем, что произошло в храме. Великая завеса внезапно разорвалась надвое сверху донизу, и землетрясение потрясло весь город. Сотник правильно истолковал знаки. Он дал свое свидетельство: «Воистину Он был Сын Божий» (Матфея 27:54). Как и в случае с водой, мы сами признаем свидетельство крови, когда разделяем символы вместе. Мы вспоминаем смерть Иисуса здесь, на нашем памятном празднике, и признаем праведность Бога, Который позволил всему этому произойти для нашего вечного спасения.
Свидетельство духа не менее важно. Это, несомненно, означает Святого Духа, Который побудил апостола Иоанна написать эти слова. Он записывает следующее высказывание Иисуса в своем Евангелии: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоанна 15:26).
Святой Дух многими способами раскрыл, Кем являлся Иисус. Сила духа была дана Ему безгранично, и это позволило Ему совершать удивительные исцеления и чудеса, свидетельствовавшие об истине о Нем. Но, в конечном счете, это был дух истины. Слова Иисуса пришли от Бога, и им можно полностью доверять. Ветхий Завет в мельчайших деталях предсказал жизнь и смерть Иисуса. Евангелия Нового Завета, включая Евангелие от Иоанна, свидетельствуют о характере Иисуса. Хоть некоторые церкви, возможно, и не подчеркивают важность регулярного чтения Библии, мы считаем по-другому. И вновь это свидетельство производит на нас впечатление, когда мы читаем Слово и провозглашаем его другим людям.
Иисус был непреклонен в том, что Слово – лучшее свидетельство, которое у нас есть: «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39).
Иоанн говорит, что эти три вещи составляют убедительное свидетельство Бога об истине про Иисуса Мессию. Самое важное в этих трех свидетельствах заключается в том, что, когда мы взаимодействуем с ними, когда мы принимаем крещение, когда читаем Слово и когда приобщаемся к символам, мы сами становимся свидетелями славы Божьей. Мы публично исповедуемся, принимая крещение; мы проповедуем Слово окружающим нас людям; и мы показываем смерть Господа в нашем преломлении хлеба. Делая это, мы помогаем другим увидеть Божью славу. Как будто эти свидетельства обновляются в нас, верных людях Божьих, работающих вместе как единая всемирная экклесия учеников. Три свидетельства действительно «об одном» (1 Иоанна 5:8). Они едины во мне, и в вас, и в каждом истинно верующем. Несмотря на то, что мы живем столь долго после воскрешения Христа, мы каждый день обновляем свидетельство о славе Божьей, которая была видна в жизни Иисуса, в том, как мы живем.
Пол Товелл, 18.12.2022г.