Библейские чтения: Исход 23; Псалом 76; Ев. от Марка 9.
Читая сегодня в Библии Евангелие от Марка, мы сталкиваемся с тревожным инцидентом. Ученики спорили о том, кто из них более великий. Им было стыдно признаться в этом, когда Иисус стал расспрашивать их. Они знали, что совершили ошибку. Иисус учил их быть смиренными и служить друг другу, но здесь они потерпели неудачу.
Наше окружение очень сильно влияет на то, как мы себя чувствуем, особенно, на наше настроение – это установленный факт. В самом сердце большого города нас могут вдохновить величественные здания прошлого века, спроектированные известными архитекторами. Точно так же мы можем чувствовать себя подавленными при виде полуразрушенных балконов и грязных улиц многоквартирных домов 1950-х годов в пригородах.
Поездка за город может быть воодушевляющим опытом, поскольку мы видим холмы в ярком солнечном свете и сверкающий ручей, бегущий по склону горы, и думаем про себя: «Это работа Бога». Но нас также может расстроить мусор, который люди оставляют после пикников и барбекю.
Когда ребенок показывает нам грубо собранную конструкцию из кубиков Лего, «Молодец, – говорим мы ему в знак поддержки, – очень хорошо сделано!» Спустя годы, приобретя навыки и став уже взрослым, он считает свою первую попытку недостойной похвалы, думая, что она была не совсем уж идеальной.
Держа в памяти этот контраст, давайте вернемся к началу Библии. В записи книги Бытия мы находим, что после каждого этапа творения Бог подытоживал словами: «хорошо весьма». Всё, что Он создал, было вполне удовлетворительным в Его глазах.
Когда мы читаем Новый Завет, мы можем сначала не понять, что есть два разных слова, которые авторы используют для обозначения понятия «хорошо, добро». В Евангелии от Матфея 12:35 Иисус говорит: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе». Здесь трижды в одном стихе Иисус использует греческое слово «агатос». Это слово позитивное и ясное. Каждый раз, когда оно используется в Библии, оно действительно означает «хорошо». Описывемый Иисусом человек – человек честный, делает то, что правильно. При описании его самого и его поступков, термин «хороший» полностью уместен.
Когда мы исследуем другое греческое слово, также переводимое порой словом «добро», мы обнаруживаем в нашей симфонии, что оно означает не только морально хорошего человека в том смысле, в котором используется «агатос». Один комментатор сообщает нам, что в светской греческой письменности мы обнаружим значения слова «калос», как красивый, приятный, привлекательный, в смысле тщательно сделанного и красиво оформленного предмета. Один древний писатель, сравнивая две нации, пишет об одной из них, что у нее нет опыта «милосердия» («калос»), людей не восхищала красота и совершенство формы.
Всё описываемое словом «калос», обладает особой красотой. Это продукт особых усилий. В нем есть доброта, которая радует сердце и доставляет удовлетворение глазам. Мы видим пример в Евангелии от Матфея 5:16: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела («калос») и прославляли Отца вашего Небесного».
Здесь перед нами настоящий вызов. Наша работа должна быть выполнена не просто хорошо, а охотно и великолепно. Мы должны всё делать с улыбкой. Разговариваем ли мы с друзьями или братьями и сестрами по вере, наше поведение должно выделять нас от других. В нас должно быть что-то такое, что заставит других задуматься о том, что у нас есть, и что заставляет нас казаться безмятежными, довольными и щедрыми в безумном, жаждущем денег мире. Всё совершаемое, нужно делать добровольно и без сожаления. Апостол Павел учит нас этому, когда побуждает коринфских братьев и сестер отдавать деньги в качестве пожертвования, которое он собирается отнести бедным братьям и сестрам в Иерусалиме: «Каждый уделяй по расположению сердца», – пишет он. «Не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7). В таком человеке, будь то мужчина или женщина, есть что-то привлекательное. К сожалению, мы не всегда соответствуем этому стандарту.
Мы упоминали ранее, как в Бытие гл.1 записаны ежедневные этапы работы по сотворению мира. Последним великим действием Бога в стихе 26 было: «Сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему…». Адам и его жена должны были подражать и демонстрировать качества своего Создателя. Каким же разочарованием, должно быть, было для Бога, когда они восстали против Него и были изгнаны из Едема. В самом деле, что Бог должен думать сейчас о мире, который Он создал, и что люди сделали с ним сейчас?
Оглядываясь вокруг, мы опечалены очевидным фактом, что цель Бога в сотворении людей до сих пор была реализована только одним человеком, Господом Иисусом Христом. Он единственный человек, который в совершенстве проявил все хорошие качества. Тем не менее, люди презирали и отвергали его, и он претерпел ужасную смерть на кресте. К счастью, это еще не конец, потому что Бог воскресил его из мертвых.
Иисуса мы называем нашим Господом и Учителем. Он – пример, за которым мы следуем, спотыкаясь на ходу. Мы стремимся идти по его стопам. Мы стараемся показать те качества, которые проявлялись в его жизни во всех его отношениях с множеством людей или отдельными людьми, с которыми он встречался в течение трех лет своего служения.
«Никогда человек не говорил так, как этот человек», – так однажды слушающие описали Иисуса (Иоанна 7:46). Привлекали людей не только его слова, но и то, как Иисус их произносил. Во всем, что он когда-либо делал, и во всем, что он когда-либо говорил, выражался характер его Отца.
Некоторые из нас встречали таких людей, которые способны согревать сердца своих слушателей. Они обладают характером, излучающим тепло, честность и готовы дать дельный совет. Даже в нашей общине такие братья и сестры действительно редкость.
Иисус – лучший пример для подражания. Он был и остается добрым пастырем: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком… Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Иоанна 10:10, 14-15).
Задумайтесь над этими словами на мгновение. Показывает ли наше поведение, что мы действительно так хорошо знаем Иисуса? Ссоримся ли мы, как апостолы, о которых прочитали в Евангелии от Марка, хвастаясь, что мы важнее других учеников? Или мы могли бы последовать словам в 1 Иоанна 3:16: «…Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев».
Сегодня мы собрались вспомнить нашего Господа в хлебе и вине. Символически мы принимаем его в свое сердце и становимся с ним единым целым. Есть ли в нас черты Иисуса Христа? Люди смотрят на нас и видят ли Господа Иисуса в нашем лице, в наших словах и делах? Есть ли в нас настоящая доброта? Давайте попробуем выразить это особое «добро» в нашем отношении к нашим ближним, нашим братьям и сестрам, нашей семье и даже к самому нашему Господу. Теперь у нас есть такая возможность. Давайте будем использовать ее максимально.
Майкл Баклер (13.02.2022г.)