Библейские чтения: 2 Царств 18; Иеремия 22; Римлянам 9.
Читая на этой неделе Библию, мы подошли к письму Павла римским братьям и сестрам. Его главная тема заключается в том, что спасение зависит не от того, что мы делаем для Бога, а от того, что Бог может сделать для нас. Павел показывает, что этот принцип присутствует в Ветхом Завете. Он встречается в самой первой книге, книге Бытия.
В Римлянам 4:9 цитируется Бытие 15:6: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность«.
Принцип, состоящий в том, что мы спасены верой, а не тем, что мы делаем, прекрасно отражен в стихе, который является сегодняшним заголовком. В Новом Завете он дословно цитируется четыре раза плюс много раз упоминается (недословные цитаты). Эта цитата из Аввакума 2:4: «Праведный своею верою жив будет».
Павел цитирует этот стих Аввакума в начале своего письма к римлянам и дает понять, что в этом суть Евангелия: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божьия ко спасению всякому верующему, во первых, Июдею, потом и Еллину. В нём открывается правда Божьия от веры в веру как написано: «праведный верою жив будет» (Римлянам 1:16,17).
И вновь, в сегодняшней главе, Римлянам 9, говоря о спасении язычников, Павел говорит в стихе 30: Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры«.
Итак, в этом состоит основа Евангелия. Заложенная в Книге Бытия и развитая в Священном Писании, она является ключом к нашему собственному спасению. Мы будем в Царстве не потому, что мы хорошие люди, а потому, что верим в то, что Бог сделал для нас.
Когда Авраам поверил в Бога, ему было более 80 лет. Бог обещал ему сына много лет назад, но он всё еще был бездетным. Когда Ангел показал ему звезды небесные и сказал: «Столько будет у тебя потомков», это означает, что Авраам верил в то, что сказал Бог (Бытие 15:6).
Один из интересных моментов, отмеченных в книге Бытия, заключается в том, что Авраам, как и мы, хотел успокоения. Когда Ангел Божий явился ему через много лет и сказал, что Бог вознаградит его, он воспользовался возможностью поднять вопрос об отсутствии у него наследника (Бытие 15:1-2). Так вот, повторенное Богом обещание, что он станет великим народом, удовлетворило его, и он верил, что это сбудется.
В Римлянам 4:20-22 Павел цитирует Бытие 15, когда пишет: «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность«.
Павел также ссылается на веру Авраама в своем послании к Галатам, 3:6-9: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». Итак, верующие благословляются с верным Авраамом».
Ключевой момент, который здесь раскрывается, заключается в том, что для наследования обещаний, нам не обязательно быть евреями. Физическое происхождение от Авраама не имеет значения. Обетования будут даны тем, кто имеет ту же веру, что и Авраам, и таким образом станет его духовными потомками. Именно это имел в виду Бог, когда сказал Аврааму, что его семья будет многочисленна, как звезды. К его семье присоединятся верные люди из многих народов.
Послание к Римлянам 9:6-8 высказывает ту же мысль: «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречется тебе семя». То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
Сегодня, как верующие из многих разных стран, мы можем радоваться этой истине.
В Послании к Римлянам 9:25 Павел цитирует слова Осии: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною». Наша вера ведет к тому, что нас считают народом Божьим. В стихах 3-5 Павел пишет о богатом наследии, которым пользовались израильтяне. Но это ничего бы не значило, если бы у них не было веры. Павлу пришлось самому этому научиться. Он пишет: «…Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Филиппийцам 3:8,9).
В Новом Завете есть еще два места, где упоминается вера Авраама. Оба этих примера показывают, как вера привела к действию. Иаков ссылается на готовность Авраама принести Исаака в жертву, потому что он верил, что, как сын обетования, он каким-то образом будет возвращен ему (Иакова 2:21-24). Ссылаясь на тот же случай, автор Послания к Евреям говорит: «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евреям 11:19).
Авраам показал свою веру, отправившись в место, обещанное ему Богом, не зная, куда он идет (Евреям 11: 8). У Авраама было видение будущего. В стихах 10, 13 говорится: «ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог… Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле».
Итак, чему же учат нас эти отрывки о вере? Они показывают нам, что Евангелие основано на вере, «а без веры угодить Богу невозможно» (Евреям 11:6). Павел в своем заключении к Римлянам 4:23-25 говорит о вере следующее: «А впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши воскрес для оправдания нашего».
Мы ничего не можем сделать, чтобы заслужить наше спасение. Всё, что нам нужно делать, – это верить в Божьи обетования. Все это сделал Бог: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефесянам 2:8-10).
Бог желает относиться к нам как к праведникам, даже если мы ими не являемся. Наша вера в Него и Его чудесный дар прощения через смерть и воскресение его Сына приблизили нас к Богу. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас… если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Римлянам 5:8-10).
Теперь мы вспоминаем любовь Бога в символах перед нами. И хотя мы ничего не можем сделать, чтобы заслужить это спасение, мы можем выразить свою благодарность верным служением и послушанием воле Бога, как это делал Авраам.
Пол Лукас (1.08.2021г.)