Библейские проповеди
Мария и Иуда – противоположность
24.07.2021

Библейские чтения: 2 Царств 11; Иеремия 15; Ев. от Матфея 26.

Последняя часть нашего сегодняшнего чтения Нового Завета, Евангелие от Матфея 26, рассказывает нам о волнующих событиях последнего вечера, который Иисус провел со своими учениками. Находясь в верхней комнате, он повелевает своим ученикам вспоминать о нем в символах хлеба и вина, молится за них. Затем он ведет их в Гефсиманский сад, чтобы дождаться, когда его враги придут, чтобы арестовать его.

Но эта глава начинается описанием начала недели в Евангелии от Матфея 26:2 с предупреждения Господа своим ученикам о том, что он вот-вот будет схвачен и распят. Вслед за этим Матфей описывает случай в Вифании, когда драгоценное благовоние изливается на Господа «для погребения его» (Матф.26:12). Это, вероятно, тот же случай, что и в Евангелии от Иоанна, главе 12, где говорится, что Мария из Вифании взяла: «…фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (Иоан.12:3) В Евангелии от Матфея говорится, что она вылила его ему на голову, а также на ноги.

Иуда Искариот тут же возразил, что это пустая трата денег. Вместо того, чтобы рассматривать это как акт любви со стороны Марии, он думал только о стоимости мази: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Иоан.12:5). Другие ученики, не понимая его истинных мотивов, поскольку Иуда планировал украсть деньги для себя, повторили его протест – как сказано в Евангелии от Матфея 26:8:

«Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?»

Поведение Марии резко контрастирует с поведением Иуды Искариота. Но почему она помазала ноги Иисуса этой очень дорогой мазью? Мыть ноги посетителям обычно было обязанностью раба. Тот факт, что Мария сделала это, показывает ее смирение и преданность своему Господу, качества, которые должны развивать все ученики. Но она не воспользовалась простой водой. Она пошла в свою комнату и принесла алебастровую фляжку нардового мира. Нард был редкостью и стоил очень дорого. Чистый нард добывают из растения, которое растет высоко в Гималаях. Эта драгоценная мазь обычно использовалась для бальзамирования мертвых, но она вылила ее на Господа, пока он был еще жив! Похоже, Мария поняла, что Иисус вот-вот умрет, как он уже сказал: «…должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Иоан.3:14). Вероятно, она была единственным человеком в этой комнате, кто понимал, что предстоит пережить Иисусу. В будущем будет много возможностей помочь бедным, но служение, совершенное Марией, не может быть повторено. И выполнение этой задачи, пока Иисус был жив, означало, что он мог оценить ее преданность и любовь, так как после смерти он не будет знать, что происходит.

Когда позже на этой неделе Иисус действительно умер, Никодим и Иосиф из Аримафеи быстро забальзамировали тело, положив сухие специи между рулонами его погребального белья (Иоан.19:39). Но время поджимало, потому что приближался час начала пасхальной субботы, когда нельзя было делать никакой работы. Для помазания тела не оставалось времени. Вот почему ученицы планировали прийти ко гробу, как только закончится суббота, в первый день недели, со своими мазями: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мар.16:1). Они пришли, чтобы завершить погребальные формальности. Но не было тела, которое можно было бы помазать! Иисус уже был воскрешен!

То, что Мария сделала в тот вечер, помазав Господа этой драгоценной мазью, было делом огромного значения. В Евангелии от Матфея 26:13 Господь говорит: «…истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

Он, несомненно, подразумевал, что, когда Евангелия будут написаны, верный поступок этой женщины будет записан для всех нас, чтобы мы могли прочитать и узнать о нем. Интересно отметить, что в Евангелии от Иоанна 12:3, после помазания его ног, Мария распустила волосы и вытерла мазь, которая была вылита, «на день [его] погребения». Было против еврейского обычая, чтобы женщина появлялась на публике с распущенными волосами. Возможно, это иллюстрирует глубину ее преданности своему Господу. Если бы только мы могли любить Господа и служить Ему так же!

Матфей рассказывает нам, что после упрека Иисуса Иуда пошел навстречу иудейским правителям и согласился предать Иисуса за тридцать сребреников (Матф.26:14-16). Его решение, без сомнения, было принято после некоторого размышления, но Господь был полностью осведомлен о решении Иуды. Как он говорит в Евангелии от Иоанна 13:18: «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою».

Иоанн в своем рассказе об ужине в верхней комнате в пасхальный вечер комментирует: «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его…». Мы знаем, что слово «дьявол» в данном контексте не относится к влиянию внешнего сверхчеловеческого существа. Именно жажда денег заставила Иуду совершить это злое деяние, именно она была дьяволом для Иуды.

Цитата, на которую ссылается Иисус, взята из Псалма Давида №40, написанного в тот период его жизни, когда он столкнулся с серьезным восстанием, возглавляемым его сыном Авессаломом, и которому помогал его верный друг и советник Ахитофел. Давид сокрушался: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс.40:10).

Предательство Ахитофела предвещало еще большее предательство Иуды, но в то время как Давид был застигнут врасплох, Иисус не был застигнут врасплох. Мы замечаем, что Иисус пропустил в своей цитате последние слова стиха из Псалмов: «мой близкий друг, на которого я уповал». Давид доверял Ахитофелу, но Иисус не доверял Иуде.

Конечно, здесь есть предупреждение для всех нас. Точно так же, как Господь Иисус мог читать мысли Иуды, он также знает, что сегодня в наших сердцах – наши мотивы и намерения. Должно быть, у Иуды Искариота был реальный потенциал, когда он был избран, потому что он был умным человеком, но он предал своего учителя. В определенных обстоятельствах злые люди используются Богом, как говорит мудрец в Притчах 16:4: «Всё сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия». Иуда оказался одним из этих злых людей. У него была свобода воли выбирать свой путь, как и у всех нас. Иисус не сделал ничего, что помогло бы ожесточить сердце Иуды. Он никогда не открывал другим ученикам того, что знал об Иуде. Он даже относился к Иуде как к близкому другу на тайной вечере (прим. Евангелие от Иоанна 13:26 – знак дружбы). Но Иуда был настроен на предательство, и он вышел (стих 30). Позже он повесился, как и Ахитофел в прошлом.

В отличие от Марии, Иуда на самом деле не любил своего Господа. Он любил себя. В Деяниях 1:18 нам сказано, что он «приобрел землю неправедною мздою». В Иоанна 12:6 объясняется, откуда он взял деньги: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали». Именно оттуда он взял деньги, чтобы купить себе немного земли.

Однажды Пётр сказал Господу: «…мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Матф.19:27); это, конечно, было верно в отношении Петра и других десяти, но это работало в случае с Иудой Искариотом. Он не смог освободиться от своей привязанности к миру. Господь Иисус сказал: «…никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук.9:62), Иуда оглянулся.

Когда мы вспоминаем нашего Господа через символы хлеба и вина, давайте покажем нашу преданность нашему Господу. Давайте идти, твердо устремив взор вперед, ища прежде всего Царства Божьего и Его праведности.

Роджер Лонг (25.07.2021г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.