Библейские проповеди
Иеремия и наша человеческая природа
17.07.2021

Библейские чтения: 2 Царств 2; Иеремия 8; Матфея 19.

На этой неделе мы читали пророчество Иеремии. Перед нами открылась картина, в которой иудейский народ грешит против Бога и Тот собирается его за это судить. Но Иеремия может нас многому научить. Здесь описана наша человеческая природа, которая не меняется со временем. По своему характеру мы такие же, какими когда-то были иудеи, и все мы нуждаемся в Божьей милости и прощении.

В человеческой природе есть что-то деструктивное и краткосрочное. Мы созданы по Божьему подобию. Мы отражаем его славу и можем ценить его мир и радость. Однако мы видим, что наша злая человеческая природа уводит нас от Бога. Иеремия рассказывает, что люди в Иерусалиме продолжали поклоняться Богу каждую субботу и формально соблюдали закон Моисея, но они не понимали, в чём состояли истинные ценности и принципы Бога. Они не считали чем-то неправильным праздновать богов других народов, а потом идти в иерусалимский храм. Они продемонстрировали свою двуличность, хотя оправдывали себя своей праведностью. Иеремия призывает нас быть честными перед собой. Мы должны признать, что человеческая природа сильная и лживая.

В Иеремии 2:5-8 Иеремия задаёт иудеям вопрос: «Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: ‘Где Господь…’». Описываются люди, которые бросились на то, что видели их глаза, больше интересуясь мелочами жизни. Они не стали размышлять над такими Божьими благословениями, как искупление и защита, о которых неоднократно говорили его пророки. Они также не думали о многих обетованиях, которые должны были исполниться в будущем. Их лидеры во всех аспектах жизни были осуждены. Этот длинный список включает священников, книжников, правителей и пророков. Было сложно оставаться искренним и верным в обществе с развалившимися институциями. Или вы считаете, что в тех условиях мы были бы лучше? Вы думаете, что мы были бы единственными верными, кто остался бы в Иерусалиме? К сожалению, люди больше склонны выбирать видимые и тленные вещи в жизни, а не невидимые, но вечные качества веры в Бога.

В Иеремии 2:11 Бог задаёт другой вопрос, указывая при этом на то, насколько они иррациональны: «Переменил ли какой народ богов [своих], хотя они и не боги? А мой народ променял славу свою на то, что не помогает». Какое сильное обвинение! Как печально, что народ единственного истинного Бога променял на лжебогов. Иеремия 2:12-13 объясняет, как иудейский народ за 2 этапа так далеко ушёл от Божьей истины. Первое — это то, что они забыли Бога Израиля. Они отвернулись от него, источника живительных вод, наподобие бурлящего источника Геона, который веками снабжал Иерусалим водою. Вместо этого они сделали себе свои резервуары для воды. Представьте, сколько нужно было потратить сил, чтобы выдолбить в скале эти резервуары. А в конце оказалось, что они дали течь и оказались ненадёжными. Зачем это делать, если Бог бесплатно обеспечивал природной живительной водой? Но мы можем быть точно такими же. Мы можем быть такими же упрямыми и иррациональными, как иудеи. Иеремия всё время заставляет нас посмотреть на себя со стороны и проверить нашу мотивацию. Мы должны спросить себя: стремлюсь ли я иметь свой собственный источник воды, отвергая то, что предлагает мне Бог?

Наверное, иудеи не согласились бы с такими обвинениями в свой адрес, заявив, что почитают Бога, хотя на самом деле они жили двойной жизнью. Языческие религии в этом плане были хитрыми, потому что они подталкивали людей к весёлому времяпрепровождению и никак не ограничивали их поведение. Сексуальная распущенность была разрешена и даже приветствовалась (Иеремия 2:20). Однако, когда они столкнулись с трудностями, народ стал взывать к Богу Израиля за помощью (стих 27)! Мы тоже можем себя так вести, забывая молиться и читать Библию, не думать об Иисусе, пока однажды не столкнёмся с угрозой нашей жизни. И тогда мы падаем на колени и просим Бога о помощи. Почему мы рассчитываем на его помощь, если мы забыли о нём?

В Иеремии 2:31 мы читаем: «…Зачем же народ Мой говорит: `мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе’?» Бог дал своему народу свободу в Исходе. Он дал им новую землю и дал им возможность самим принимать решения, вместо того, чтобы выполнять приказы надсмотрщиков. Но после этого они решили стать народом, похожим на окружавшие его народы. У нас тоже есть свобода выбора и Бог установил для нас свои стандарты поведения и дал нам замечательные обетования. Но что мы делаем с нашей свободой? Этот вопрос поднимали и авторы Нового Завета. Пётр говорит, чтобы жили «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Петра 2:16). Откройте также Галатам 5:1,13, 2 Петра 2:19.

Как правильно использовать свободу? На этом проверялись иудеи во времена Иеремии, ученики 1-го столетия, мы также проходим проверку, 2000 лет спустя. Павел и Пётр призывали учитывать наше привилегированное положение. На Божью любовь мы должны отвечать любовью к другим, осознавать опасность идолопоклонства и сползания назад в рабство греху.

Иеремия анализирует человеческую природу в главе 6. Он выделяет три проблемы:

  • Мы можем закрывать наши уши. Если мы не слушаем, слово Бога становится бесполезным  (стих

10).

  • Мы можем поступаться своей совестью. Наш внутренний голос уже не останавливает нас, если мы делаем что-то не так (стих 15).
  • Мы можем не спрашивать Бога, как нам поступать, потому что нам нравится путь, который мы выбрали сами (стих 16).

Человеческая природа способна сбить человека с правильного пути. И тогда мы уже не слушаем Бога, стыдимся или спрашиваем – куда мы идём? Разве это нас не касается?

Почему иудейский народ, находясь в духовном упадке, не только продолжает соблюдать Закон Моисея, но и приносит для сожжения самые дорогие благовония (Иеремия 6:20)? В Иеремии 7:22-23 есть один интересный комментарий на тему Закона Моисея. Когда Бог освободил свой народ из египетского рабства, тогда людям ещё не был дан Закон Моисея. Ему не нужны были жертвоприношения, ему нужно было послушание. Осия излагает это коротко: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Осия 6:6). Поклонение бессмысленно без искренности и смирения.

В Иеремии 17:1-3 мы читаем, как в сердцах иудеев поселился грех; они приняли его, дорожили им, сделали его предметом поклонения и в таком же духе воспитывали своих детей. Что можно было ожидать от следующего поколения, которое с детства было погружено в культуру идолопоклонства?

Человеческая природа сильна. Вот почему нам нужен положительный пример Господа Иисуса. В евангелиях записаны его слова, обращённые к нам, а наши братья и сёстры должны положительно влиять и поддерживать нас.

В Иеремии 17:7-9 мы можем найти ответ на вопрос: как решить проблему человеческой природы? Иеремия говорит, что мы будем благословенны, если мы будем верить в Бога. Если мы столкнёмся с опасностью, мы сможем найти защиту у Бога. Мы будем жить с Богом, признавая нашу слабость, открыто прося прощения и радуясь Божьей любви. Иеремия описывает два взгляда на жизнь. Бог понимает, что мы несовершенны, но он требует, чтобы мы сделали его нашим убежищем и отвернулись от мира. Мы были призваны в Новый Завет, упомянутый в Иеремии 31:33-34, и мы можем быть уверены в мире с Богом, поскольку мы преломляем хлеб и пьём вино в память о нашем Господе Иисусе Христе и о жертве, которую он принёс за нас на кресте.

Филип Лоуренс (18.07.2021г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.