Библейские проповеди
“Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю” (Матф.5:5)
23.05.2020

Библейские чтения: И.Навин 10, Исаия 14 и 1 Тимофею 6.

Учение Господа Иисуса в главах 5-7 Евангелия от Матфея обычно называют «Нагорной проповедью». В ней впервые четко перечислены требования Иисуса, то есть чего он ожидал от своих учеников.

В Евангелии от Матфея 5:1,2 нам говорится, что Господь Иисус взобрался на гору и сел. Ученики последовали за ним и расположились ниже по склону, чтобы все могли ясно слышать. Возможно, здесь уже есть урок. Ученики должны были отделиться от множества людей, их путей и мыслей и подняться в гору, чтобы быть со своим Господом. Учение, впоследствии данное Иисусом ученикам, показывает, что настоящее восхождение для них – не подъем в гору, а духовное путешествие, которое они должны совершить в течение всего своего ученичества, дабы развить в себе разум Христов.

Как видно из названия сегодняшней проповеди, конкретный стих, на котором мы хотим сосредоточиться сегодня – стих 5, где сказано: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Какую картину мы представляем себе, когда описываем кроткого брата или сестру? Кто-то представляет скромного, тихого человека, не готового выставлять себя напоказ, возможно, даже кажущегося немного неуверенным в себе? На самом деле, не о такой кротости говорит нам Господь. В Послании Колоссянам 3:12,13 Павел утверждает, что «кротость» является характеристикой «нового человека» во Христе, которого нужно «одеть»; поэтому кротость является желательной характеристикой, которую каждый брат и сестра должны развивать как часть своего духовного роста.

Итак, что такое «кротость», которую Господь ищет в нас? Здесь использовано греческое слово «праус». В книге У.Барклая «Слова Нового Завета» (William Barclay, ‘New Testament Words’) говорится: «…слово «праус» используется в одном особом смысле, а именно для описания прирученного зверя, например, лошади, которая когда-то была дикой, но стала послушной битью и уздечке».

Следовательно, человек, который обладает кротостью (или «праус»), – находится под полным контролем. Его сила под строжайшей дисциплиной. Но было бы неправильно говорить, что человек, который является «праус», контролирует себя сам. Он должен находиться под контролем Бога. В «Словаре библейских слов» (‘Dictionary of Bible Words’) Вайн утверждает, что: «…упражнение в праус в первую очередь направлено по отношению к Богу. Другими словами, это положение, в котором мы принимаем наши отношения с Богом как хорошие и не оспариваем и не сопротивляемся им». Объединяя два эти определения, мы может прийти к следующему выводу: продемонстрировать библейскую кротость означает – показывать, что наше поведение ежедневно контролируется Богом (Барклай) через влияние Его Слова и примера Господа Иисуса, и мы принимаем волю Божью в нашей жизни «не оспаривая и не сопротивляясь ей» (Вайн).

В Псалме 36:11 мы читаем: «А кроткие наследуют землю…». Это интересное утверждение, потому что в современном мире владеющие землей обычно являются богатыми и могущественными, диктаторами или бизнесменами, которые покупают землю и строят для себя огромные имения. Псалмопевец говорит о Царстве, где Бог даст наследство тем, кто при жизни «трепетал пред словом Божьим» (Исаия 66:2).

В книге Числа 12:3 нам сказано, что «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Моисей был лидером Израиля. В этом положении он мог легко быть властным и жестоким, носить красивую одежду и заставлять людей платить ему деньги за помощь. Но он не был таким. Он не был горд, как Навуходоносор или Аман во времена царицы Есфири, который приказывал, чтобы все преклонялись, когда он проходил мимо. Моисей смиренно делал всё, что от него требовал Бог. В книге Исход 2:12 нам сказано, что Моисей убил египтянина, который преследовал еврейского раба. Он был уже известен своими словами и делами (см. Деяния 7:22). Теперь он надеялся, что люди увидят в нем своего избавителя. И на следующий день он убежал из Египта, чтобы спасти свою жизнь. Бог вывел Моисея из двора фараона и отправил в землю Мадиамскую, где он должен был провести следующие 40 лет, изучая навыки и характер пастыря. Когда Аарон и Мириам оспаривали его руководящую роль в Числах 12, мы видим из его ответа, что он действительно усвоил урок и развил в себе характер лидера, которого искал Бог, и кто выведет Израиль из Египта. Даже когда Бог предложил уничтожить людей за их нечестие и произвести новый народ от Моисея, он сразу же отверг данное предложение (Исход 32:9-11).

Теперь мы вспоминаем Господа Иисуса Христа, великого Пастыря Израиля, который вывел всех нас из духовной тьмы Египта. Иисус действительно продемонстрировал дух кротости. В Евангелии от Матфея 21:1-5 мы читаем об Иисусе-Царе, едущем в Иерусалим на осле. Матфей цитирует пророчество об этом событии в Захарии 9:9. Осел – довольно скромный вид транспорта. Короли обычно ехали на величественных колесницах. В последующие часы Иисус продемонстрировал свою кротость в том, как он реагировал на провокацию своих судей и солдат, когда они издевались над ним. Например, в Евангелии от Матфея 26:61-68 Иисус предстает перед Синедрионом и выслушивает обвинения в разрушении Храма. Нам говорится в стихе 63, что в ответ на это он только «молчал». В стихе 67 они плевали на него, избивали и ударяли Его, но от Господа не было гневного ответа, хотя он был совершенно невиновен. Он был взят к Пилату, правителю Иудеи, и в Евангелии от Матфея 27:11-14 нам дважды сказано, что Иисус не отвечал на вопросы Пилата, и тот «…весьма дивился» (стих 14). От Пилата Господа привели к Ироду, у которого было много вопросов к нему, но в Евангелии от Луки 23:9 говорится: «… он ничего не отвечал ему», а солдаты Ирода унижали его и издевались над ним.

Своим поведением и ответом Господь продемонстрировал наивысший пример того, что действительно означает кротость. Он имел власть призвать 12 легионов Ангелов, но вместо этого он принял волю своего Отца, чтобы быть униженным и подвергнуться пыткам от нечестивцев, «да сбудутся писания пророков» (Матфея 26:56). Он должен был стать Агнцем Божьим, предопределенным еще от создания мира, который умрет для покрытия наших грехов. В Псалме 36 нас призывают: «Уповать на Господа и делать добро» (стих 3); а также «утешаться Господом» (стих 4); «предать Господу (путь свой)» (стих 5) и «покориться Господу и надеяться на Него» (стих 7). Итак, давайте будем стремиться развивать качество кротости, чтобы мы могли по благодати и милости Божьей (стих 11): «…наследовать землю и насладиться множеством мира». Давайте теперь в хлебе и вине вспомним жертву, принесенную Иисусом. Хотя он был рожден стать Царем всего мира, вместо этого «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2:8), чтобы спасти всех нас от грехов.

Том Колстон (24.05.2020г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.