Библейские чтения: Числа 11; Притчи 7; Ев. от Луки 21.
Псалом 129 входит в собрание из пятнадцати Псалмов, с 119 по 133, которое называется песнями ‘восхождения’. Это та часть Псалтыря, которая была очень уместной для пения во время паломничества в Иерусалим для участия в праздниках, установленных Божьим законом. В этом ключе мы и разберем этот псалом в этой проповеди. В этом Псалме есть много вдохновляющих для нас мыслей, которые помогут подготовить нас к преломлению хлеба и ободрить нас на нашем жизненном пути в грядущее Божье царство.
«Из глубины взываю к тебе, Господи» (Псалом 129:1) говорит о том, что Псалом глубоко личный. Этот крик в начале «…из глубины» знаком всем, кто сталкивался с трудностями в своей жизни в Господе Иисусе, когда мы думаем о наших слабостях. Многие мысли и дела, которые мы совершаем в нашей повседневной жизни вызывают у нас чувство депрессии или тревоги, но здесь псалмопевец говорит о тех чувствах, которые он переживает от своей собственной греховности.
Апостол Павел в Римлянам 7:18-25 описывает как он себя чувствовал: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Павел отвечает на свой вопрос и благодарит Бога за то, что он избавлен): «Иисусом Христом, Господом нашим».
Хлеб и вино являются символами жертвы Иисуса, который не совершил ни одного греха и которого Бог воскресил из мертвых, потому что не позволил, чтобы Его сын оставался в могиле, страдая за несовершенный грех. Таким образом он победил смерть и стал первым, кто воскрес из мертвых и больше не возвратился в могилу. Поэтому Павел описывает Иисуса как «первенца из умерших» (1 Коринфянам 15:20) и первого, который воскрес для вечной жизни. Он также добавил (важно для нас): «первенец Христос, потом Христовы, в пришествие его» (стих 23).
Как бы хорошо мы ни знали эти слова, великая истина, которую они провозглашают, и надежда, которую они вселяют, никогда не теряют своей силы поднять нас «из глубины», куда может упасть наш дух в нашем личном паломничестве. Если мы умерли с ним через наше крещение, то «с ним и оживем» (2 Тимофею 2:11).
Так Псалом 129:4 утверждает: «Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою». В Притчах 9:10 также говорится: «Начало мудрости – страх Господень».
«Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих» (Псалом 129:2).
Как замечательно осознавать, что мы можем обращаться к Богу, приближаясь к Нему через нашего Спасителя Иисуса, зная, что Он слышит наши молитвы. С этими мыслями мы можем пойти вместе с Господом Иисусом в его последний путь в Иерусалим перед его распятием, представляя картину и слыша слова этого псалма, который поет множество паломников, отправившихся с ним и его учениками.
Место, с которого он отправился, является значимым в истории Израиля. С этого места сыны Израиля под руководством Иисуса Навина пошли через реку Иордан и вошли в землю, обещанную им Богом (И.Навин 3). Это место было значимым и для Иисуса, потому что здесь в Вифаре, Иисуса крестил в Иордане
Иоанн и на него «как голубь» спустился дух Божий (Иоанна 1:32). Мы читаем, что он пришел сюда из Галилеи (Матфея 19:1), а за ним следовала большая толпа (стих 2). Именно отсюда он отправился в свой последний путь.
Создается впечатление, что в Псалме 129 речь идет о том, что мы поднимаемся с низа, чтобы предстать перед нашим Небесным Отцом и его возлюбленным сыном Иисусом. Преломление хлеба является высшей точкой нашего жизненного пути. И действительно, мы должны считать это самым важным делом, которое мы можем сделать за неделю нашей работы и выполняемых обязанностей, чтобы подняться и собраться вместе, чтобы с помощью хлеба и вина вспомнить жертву Иисуса, как он это заповедал, и возрадоваться в новой жизни, которую он нам дал.
Фраза «из глубины» выражает чувство подавленности, но она также описывает низменное место вдоль берегов реки Иордан, где началось это паломничество с Господом. И на самом деле это место находится в низине. Река Иордан (в переводе с еврейского это название обозначает «спускающийся), вытекает из Галилейского моря и впадает в Мертвое море, находящееся ниже всех других водоемов на земле. Отсюда же можно подняться через Иерихон в Иерусалим. По этой дороге прошел Иисус и его ученики. До Иерусалима один день пешего пути, но тогда они переночевали в Иерихоне (возможно, это была суббота) и, следовательно, на следующий день начиналась неделя, в конце которой он был распят.
Вместе с его учениками «были и женщины… которые следовали за ним и служили ему, и другие многие, вместе с ним пришедшие в Иерусалим» (Марка 15:40,41). Мы видим преданность женщин, которые поддерживали Господа и учеников. О них не часто говорится, но они были с Иисусом все время его служения, включая распятие на кресте. Так и в экклесии роль сестер важна, но зачастую незаметна. В этом случае сообщается: «…и другие многие» следовали за ним (Матфея 19:2). Во время этого перехода Иисус, уже не в первый раз, рассказывает ученикам в точности то, что с ним должно произойти: «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят его на смерть и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Матфея 20:17-19).
Но они этого не поняли, пока с ним это не произошло. Давайте на минуту остановимся на этом моменте. После распятия они вспомнят его слова, но на тот момент кажется, что они не могли воспринять жестокую правду. Мы можем сделать вывод, что тогда они были ограждены от этого на тот случай, если они попытаются воспрепятствовать его планам. Этот путь ему нужно было пройти как ради учеников, так и ради самого Иисуса. Конечно, в этом принимал участие Бог, охраняя их и Своего возлюбленного сына. Возможно, было лучше, что они пребывали в неведении в тот период, чтобы не мешать Иисусу исполнить предначертанное. В то же время Иисус переносил эти страдания один, как и предрекал пророк Исаия. Он был «муж скорбей и изведавший болезни… Но он взял на себя наши немощи и понес наши болезни… Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… и ранами его мы исцелились… и Господь возложил на него грехи всех нас» (Исаия 53:3-6).
Когда мы молимся о хлебе и вине, символах его жертвенной жизни, мы думаем о том, что он отдал себя за нас. Мы смиряемся перед ним и в то же время радуемся его великой победе над грехом и смертью. Нас пригласили разделить эту победу, хотя мы этого не заслуживаем.
Мы начали идти к этому столу со слов Псалма 129, в котором в последних двух стихах провозглашается: «Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его». Читая эти слова, мы помним, что «Божий Израиль» включает всех тех, кто «…сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Галатам 3:26).
Из глубин мы переходим к самой красочной и многозначительной сцене, когда Иисус въезжает в Иерусалим на осле: «Множество же народа постилали свои одежды по дороге… народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Матфея 21:8,9). В Захарии 9:9 пророк предвидел эту сцену возле Иерусалима и подчеркнул ее значимость не только для своего времени, но и для будущего, когда Иисус возвратится в славе, чтобы править в Божьем Царстве на земле. Иисус ехал на «молодом осле». Эта сцена описана во всех четырех евангелиях и отсюда понятно, что этот осленок, на котором сидел Иисус, ходил еще со своей матерью. Для множества людей, которые наблюдали эту сцену, это было настоящим чудом, хотя для современные люди могут это и не понять. Люди знали, что не так просто оседлать упрямое, необъезженное, молодое животное. Все это свидетельствует о том, что Господь Иисус Христос был выдающимся человеком. Очень скоро он отдаст свою жизнь на кресте ради нас, а потом воскреснет из мертвых. Именно это мы и вспоминаем сейчас, преломляя хлеб, как он заповедал нам.
Тони Джарвис (29.03.2020г.)