Библейские проповеди
Жертвоприношения в пророчестве Малахии
28.12.2019

Библейские чтения: Иов 39; Малахия 1 и Откровение 17,18.

Сегодня мы собираемся построить нашу проповедь на пророчестве Малахии. Во-первых, мы должны посмотреть на контекст. Имя МАЛАХИЯ означает «мой посланник». Это, вероятно, было прозвище, а не настоящее его имя. Другими словами, послание пророка было гораздо более важным, чем человек, передающий его. Он всего лишь Божий посланник.

Нам также известно, что книга была написана примерно за 400 лет до нашей эры, и это было последнее послание Бога Израилю. Считается, что оно было записано примерно через 30 лет после восстановления храмового поклонения при Ездре и Неемии. И всё же в этой книге мы находим, что во времена Малахии народ Израиля предлагал Богу жертвы второсортные, и при этом они ожидали, что Он примет их. Позволим ли мы настолько ухудшиться нашему общению с Богом?

У нас есть пять разных «посланников», упомянутых в книге Малахии. Вот они:

— Сам пророк, Малахия 1:1;

— Истинный священник, Малахия 2:7;

— Иоанн Креститель и Христос, Малахия 3:1;

— Пророк Илия, Малахия 4:5.

Бог милостив к Своему народу. Он посылает им пять посланников и пять возможностей изменить свои пути.

Малахия 1:1 описывает слово Божие как бремя – вот чем стал Его закон для Израиля.

Малахия 1:2 написан в прошедшем времени. Бог говорит Израилю, что, хотя Он потерял терпение к ним, Он всегда любил их. Но посмотрите на ответ Израиля – они возмущены: «когда Ты нас любил?» Мы никогда не должны быть такими, но всегда помнить, что Бог любит тех, кто следует за Ним.

Малахия 1:6 утверждает, что сын, чтущий своего отца, – приносит ему славу. Поступки верного сына делают отца гордым. То же самое верно в случае раба и его хозяина. Раб отдает себя в полное подчинение своему хозяину, потому что он уважает его. Павел подхватывает эти мысли в своем Послании к Ефесянам 6:1: «Повинуйтесь своим родителям в Господе…», он повелевает: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу», – продолжает он (стих 5). Бог является нашим родителем, нашим небесным Отцом, и Он также является нашим господином, поэтому мы вдвойне должны подчиняться Ему.

Вернувшись к Малахии, мы находим, что Бог расспрашивает священников об их неуважении к Нему. Они относились к Нему небрежно, и стандарты, требуемые в Божьем законе, явно упали. У нас в Малахии 1:7,8 есть пример их испорченного поведения. Они приносили в жертву слепых, хромых и больных животных, когда в Законе говорилось, что они должны предлагать Богу только лучшее. Было заманчиво пожертвовать несовершенным животным, возможно, с искривленной ногой или плохим зрением, потому что человеку, приносящему жертву, это мало что стоило. Но жертвенные животные предназначались для того, чтобы представлять Иисуса, который всегда отдавал всё лучшее Богу.

Что можем сказать о нас? Предлагаем ли мы лучшее в служении Богу? Может мы слишком спешим при чтении Библии, когда на самом деле должны уделять больше времени размышлениям над ее стихами? Чем мы отличаемся от священников в книге Малахии?

Давайте вернемся к теме жертвоприношений в этой книге. В первой главе, десятом стихе мы видим первый из семи случаев, когда используется слово «приношение». Еврейское слово здесь – «минча», которое можно перевести как «подарок» или «приношение дани». Оно часто используется для описания приношений Богу во время жатвы в знак благодарности Ему за обильный урожай. Но современники Малахии сочли трудным отказаться даже от небольшой части урожая, который они принесли себе домой. В Малахии 1:11 говорится, что в Царстве Божьем каждый принесет «чистую жертву», то есть жертву, прямо противоположную испорченным жертвам народа в книге Малахии. В стихе 13 священники, профессиональные учителя Закона, жалуются, что соблюдение Закона слишком утомительно. Какое недопустимое отношение со святыми и праведными заповедями Бога!

Вернемся к Бытию 4:3-5. Здесь мы читаем о подношениях (минча), которые были принесены Каином и Авелем. Это первое использование слова «минча» в Библии. Каин приносит овощи, плоды земли; Авель приносит самое лучшее и самое тучное из стада. Они оба принесли лучшее, что у них было, но Каин не принес правильного приношения. Авель принес лучшего агнца, а израильтяне во времена Малахии принесли худшего. Принцип, установленный этим приношением, заключается в том, что Бог не только требует от нас всего наилучшего, но еще приношение должно быть именно таким, какое Он просит. Мы не можем заменить его на то, что, по нашему мнению, Ему должно понравиться.

С этим контекстом и установленным принципом мы возвращаемся к Малахии 2:12. Люди приносили лучшие жертвы своим идолам (стих 11), а затем приходили в скинию, чтобы совершать жертву (минчу) Богу Израиля. Но Бог говорит, что это неприемлемо. Он требует нашего искреннего послушания.

Последнее упоминание жертвы «минча» встречается в Малахии 3:1-4. Здесь посланник – это Иисус. Он приходит, чтобы очистить священство, как ювелир, разогревающий золото в печи, чтобы избавить ее от нечистоты. После этого жертва Израиля будет совершена правильно и будет приятна Богу. Когда Иисус внезапно пришел в Храм в Иерусалиме (стих 1), он обнаружил, что Дом Божий полон торговцев, продающих животных с целью получения прибыли, и обменных пунктов, взимающих плату за свои услуги. Он разозлился и выгнал их всех кнутом. Всё это стало для них предупреждением. Когда Иисус придет во второй раз в своем Царстве, он будет настаивать на том, чтобы поклонение Богу было искренним.

Так о чем же Писание говорит здесь? В первых двух примерах, где Малахия использует слово «минча», он обличает людей, а затем священников. Они приносят неприемлемые жертвы. Однако в Малахии 3:1-4 описан новый завет, который, по словам Иеремии, может навсегда уничтожить грехи (Иеремия 31:31-34). Он основан на жертве самого Христа. Он предложил себя однажды, чтобы мы через него могли иметь надежду на спасение (Евреям 9:12-14).

Жертва, описанная в Малахии 3:3, – это та же самая жертва, которую Павел описывает в Римлянам 12:1: «Итак… представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Это жертва, которую совершил Иисус, и жертва, которую мы все были призваны совершать в своей жизни.

Пётр так же пишет в своем Первом послании 2:5: Вы «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Наша приемлемая жертва отречься от себя и отдать весь свой разум, дух и силу на служение Богу, чтобы мы могли быть Его святым и послушным народом.

Малахия описывает нам неспособность Израиля правильно поклоняться Богу, и в то же время дает нам чудесную возможность заглянуть в будущее. Мы живем в последние дни, и у нас есть драгоценная надежда на жизнь в Царстве. Мы всегда должны давать лучшее, что можем, на служение Богу.

Когда мы будем приходить неделю за неделей, чтобы помнить о жертве Христа в символах хлеба и вина, давайте вспомним, как Малахия обличал свой народ, и приготовимся к тому дню, когда придет Божий Посланник Иисус. Наши жертвы должны быть лучшими из того, что мы можем предложить, независимо от стоимости, потому что таков пример, который наш Господь оставил нам.

Питер Эддингтон (29.12.2019г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.