Библейские проповеди
Осуждение и щедрость
4.01.2020

Библейские чтения: Бытие 9,10; Псалмы 11-13; Ев. от Матфея 7.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея, гл.7, относится к тому, что мы называем «Нагорной проповедью». Это было первое публичное заявление Иисуса о Его учении с горного склона в Галилее. В нем излагается Его повеление о том, как его последователи должны жить. В этой главе Иисус размышляет о наших взаимоотношениях друг с другом.

Он начинает с того, что говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Матфея 7:1). Иисус знает, что мы часто судим других людей, думая, что мы лучше их. Почему это неправильно? Нам нужно знать немного больше о том, что именно подразумевается. Слово «судья» здесь происходит от греческого слова, означающего различать или осуждать. Когда мы смотрим на жизнь других братьев и сестер и осуждаем их за то, что они не совершенны, это может легко привести к тому, что мы будем относиться к ним по-другому, даже если мы не осознаем, что это происходит. Такой взгляд сверху вниз на наших братьев и сестер может очень легко привести к расколам и разделениям. Иисус напоминает своим слушателям, что Господь Бог будет нашим судьей. Если мы будем критически относиться к нашим братьям или сестрам, это может привести к тому, что Бог будет относиться к нам более сурово в День Суда. Сначала нам нужно испытать самих себя. Иисус говорит: «…ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Матфея 7:2). Этот урок был повторен много позже, когда апостол Павел писал свои послания. Он говорит: «…ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Филиппийцам 2:3). Братья и сестры в Коринфе нуждались в этом увещевании, ибо Павел пишет им: «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?» (1Коринфянам 3:3,4).

В своей Нагорной проповеди Господь Иисус нес людям революционное послание. В центре его послания было то, что мы должны любить друг друга. Позже, на Тайной вечере, он скажет: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:35). Если мы действительно любим друг друга, мы признаем, что у нас тоже есть свои недостатки, будем прощать и проявлять щедрость по отношению друг к другу. Резкая критика или повторение плохих слов о нашем брате за его спиной – не является проявлением любви.

Учение Иисуса иногда называют «золотым правилом»: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12). Что Иисус имел в виду под «законом и пророками»? Он имел в виду закон Моисея и писания ветхозаветных пророков. Они обеспечивали основу для ведения человеческих дел, которые, если бы им следовали, создали бы самую счастливую нацию в мире. Часто закон рассматривается как ограничение и наказание человеческого поведения. Но Божьи законы подняли людей до уровня добрых и щедрых, говорящих правду и заботящихся о бедных и пришельцах. Итак, когда мы читаем закон и пророков, Иисус говорит, что они могут помочь нам достичь самого лучшего, на что мы могли бы надеяться.

Давайте рассмотрим один пример. Человек в Израиле, переживший трудные времена, мог добровольно пойти работать слугой к богатому человеку на время в обмен на еду и жильё. Когда он получал свободу после завершения своей службы, закон определил, как с ним следует обращаться: «…когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми [руками], но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой: помни, что [и] ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие» (Второзаконие 15:13-15). Отпуская слугу, следовало забыть о нем, следуя человеческим законам. Но закон Моисея говорит: нет, с человеком надо обращаться великодушно. Причина этого заключалась в том, о чем напоминает нам Бог в том же стихе, господин однажды провел много лет в земле Египетской в качестве раба. Бог великодушно спас его от рабства и дал прекрасную землю для жизни. Таким образом, проявляя доброту к кому-то менее удачливому, человек копировал любовь, которую Бог проявил по отношению к нему. Делая добро другим людям, мы меняемся мысленно местами с ними. Мы говорим себе: «Что бы мне понадобилось, окажись я в их положении?», а потом стараемся обеспечить их всем необходимым.

Иисус говорит, что это заботливое отношение, проявленное Богом, лежит в основе учения закона и пророков. Если мы применим эти мысли к нашим взаимоотношениям с другими людьми, мы найдем ответ на вызов, поставленный Иисусом в начале Евангелия от Матфея 7:1. Как мы можем судить другого, не будучи судимы сами? Ответ заключается в том, чтобы мысленно поставить себя в положение другого человека и искать для него лучшего, как Господь это делает для нас.

Положение отца Господа Иисуса находилось в гармонии с этим принципом. Это был Божий план, чтобы Иисус показал свой характер человечеству, показывая Божью любовь, когда он ходил по деревням и городам Израиля. Он испытал в своей собственной жизни проблемы, общие для людей. Его страдания и искушения были точно такими же, как наши. И все же он никогда не падал духом. Он преодолел греховные желания гордыни и эгоизма, которым так легко поддаться. Через жертву, которую он принес, мы обрели прощение и спасение — все те, кто пытается преодолеть грех, даже если мы терпим неудачу. Пример Иисуса учит нас быть подобными Богу. Апостол Петр напоминает нам: «…будьте святы, ибо Я свят» (1 Петра 1:16), и это должно быть нашей целью.

Иисус говорит, что Бог дал ему власть вершить суд: «… потому что Он есть Сын Человеческий» (Иоанна 5:27). В День Суда у нас будет милостивый судья, который знает, каково это — быть искушаемым, потому что он был искушаем, как и мы (Евреям 4:15). Благодаря тому, что он похож на нас, подобен нам, он может прийти к нам на помощь сейчас, когда мы сталкиваемся с ежедневными искушениями и испытаниями. Он знает, каково это.

Продолжая Нагорную проповедь, Иисус указывает, что Бог очень милостив по отношению к нам. Он хочет, чтобы мы преуспели. Иногда мы не знаем, как реагировать на загадочные ситуации, которые приносит нам жизнь. В этом случае мудрые слова Иисуса являются для нас хорошим советом: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Матфея 7:7).

Слова Иисуса подразумевают, что нам, возможно, придется продолжать искать, находить и стучать. Ответ может прийти не сразу. Нам нужно ждать Господа и осознавать бесконечную глубину его возможностей. Иисус говорит в Евангелии от Матфея 6:8: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Но он хочет, чтобы мы просили и были благодарны, когда наши молитвы будут услышаны.

И вот теперь мы снова объединяемся вокруг символов хлеба и вина в начале Нового года. Мы не знаем точно, что произойдет в будущем. Мы можем быть в изоляции или с несколькими братьями и сестрами, когда преломляем хлеб и пригубляем вино, но духовно мы едины с христианами по всему миру. Каким бы ни было наше нынешнее состояние, мы можем утешиться словами нашего учителя, сказанными ранее в этой замечательной проповеди, когда он напоминает нам об этом: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфея 6:6). Давайте решим оставить позади прошедший год и в этом новом году относиться друг к другу с тем сочувствием, пониманием и щедростью, с которыми наш Небесный Отец относится к нам.

Филип Уайт (05.01.2020г.)

Комментарии закрыты.